Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Закон рф «о статусе судей в российской федерации» от 26.06.1992 n 3132-1 ст 14 (ред. от 31.07.2020)

Обзор документа

Совет судей по этике рассмотрел вопрос о праве судьи в отставке являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации, не связанной с организацией судейского сообщества.

Судьям запрещено оказывать юридическую помощь по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства; быть поверенным или представителем по делам граждан или организаций; участвовать в сборе средств в пользу общественной организации и т. д. Эти нормы распространяются и на судей в отставке. Однако при соблюдении ограничений судья (судья в отставке) может быть учредителем общественной организации, в т. ч. региональной.

Если судья (судья в отставке) является председателем или входит в состав коллегиального исполнительного органа региональной общественной организации, уставом которой предусмотрена приносящая доход деятельность, то возникает угроза нарушения ограничений.

Судья в отставке должен воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Участие судьи в деятельности общественной организации на безвозмездной основе не влияет на право получать ежемесячное пожизненное содержание.

Если деятельность является оплачиваемой, то судья в отставке может заниматься ею при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. № 1-КЭ “О применении положений абзаца третьего пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей в отношении судей в отставке, выступающих третейскими судьями (арбитрами)”

19 февраля 2018

В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике поступили аналогичные по содержанию запросы о применении положений абзаца третьего п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (с последующими изменениями) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) в отношении судей в отставке, выступающих третейскими судьями (арбитрами).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 названной статьи, т.е. не действует общий запрет для судей замещать «иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром».

Одновременно абзац третий пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей закрепляет правило, согласно которому в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 данного Закона; членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 409-ФЗ).

В отношении разрешенной судье в отставке деятельности в качестве третейского судьи (арбитра) никаких исключений из правила о нераспространении гарантий неприкосновенности и правила о приостановлении членства в судейском сообществе Законом о статусе судей не установлено. Поэтому следует исходить из того, что судья в отставке, выступающий третейским судьей (арбитром), лишается предусмотренных законом гарантий неприкосновенности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже (третейском разбирательстве)) арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Полномочия третейского судьи у физического лица возникают только с момента избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу — после выполнения всех действий, определенных ст. 11 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве), соглашением сторон и правилами постоянно действующего арбитражного учреждения (далее — ПДАУ). Согласно ст. 14 того же Закона по общему правилу эти полномочия прекращаются после принятия решения по конкретному делу.

Указанные положения распространяются как на третейский суд, осуществляющий арбитраж (третейское разбирательство) при наличии администрирования со стороны ПДАУ, так и на третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ (арбитраж ad hoc).

Ведение рекомендованного списка арбитров с соблюдением требований ст. 47 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве) является обязанностью ПДАУ. Само по себе включение конкретного лица, давшего на это письменное согласие, в рекомендованный список арбитров одного или даже нескольких (не более трех) ПДАУ не означает наделение такого лица статусом третейского судьи и не дает ему никаких полномочий по осуществлению арбитража.

Назначение или избрание арбитров для разрешения конкретного спора третейским судом является прерогативой сторон спора. Поэтому не исключается ситуация, когда лицо, включенное в рекомендованный список арбитров, не будет избрано сторонами (назначено) арбитром (третейским судьей) ни по одному по конкретному делу, т.е. к осуществлению деятельности третейского судьи не приступит.

При отсутствии трудовых отношений между ПДАУ и конкретным физическим лицом, включенным в рекомендованный список арбитров этого учреждения, никакой оплачиваемой деятельности такое лицо до избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу не осуществляет.

Из этого следует, что гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона о статусе судей, не распространяются на судью в отставке с момента избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу до момента прекращения его полномочий арбитра по этому делу по правилам статьи 14 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации