Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 2

Особенности закона «об организации страхового дела в pоссийской федерации»

Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков

Мнение эксперта
Костенко Тамара Павловна
Адвокат с 10-летним стажем. Автор множества статей, преподаватель Права

Организации, предлагающие страховые услуги в РФ, должны гарантировать клиентам надежность сделанных вложений за счет формирования резервных фондов, обеспечивающих возможность выплат по условиям заключенных договоров.

Также гарантии страховщиков в России обеспечиваются следующими условиями:

  • установленными минимальными требованиями для размера уставного фонда;
  • соблюдением соотношения уставных средств и принятых обязательств, в соответствии с требованиями надзорных органов;
  • ограничениям на учет в расчете указанного выше соотношения заемных средств.

Дополнительно закон о страховом деле в РФ предписывает страховщикам необходимость организации проведения внутреннего контроля и аудита, составления отчетности и устанавливает требования относительно хранения сведений, характеризующих деятельность страховой компании.

Следующая
ПродажаФЗ «О ветеранах боевых действий» и ФЗ «О ветеранах труда»: редакция 2020 года

О страховом законе

Закон регулирует деятельность, связанную с организацией страхового дела в РФ. Сюда включены соглашения между участниками страхового рынка: владельцами полисов, компаниями и посредниками, выгодоприобретателями и страхователями, а также лицами, косвенно связанными со страховой деятельностью – юристами, официальными представителями, нотариусами.

СПРАВКА! Отдельное внимание в законодательстве РФ уделяется надзору за страховой деятельностью. Надзорный орган в РФ единый – Банк России

Закон «Об организации страхового дела в РФ» регулирует, в том числе, деятельность компаний, осуществляющих продажу и сопровождение полисов ОМС – обязательного медицинского страхования, но с учетом поправок, согласно ФЗ от 29.11.2010 №326-ФЗ.

Действие закона не распространяется на вклады, которые застрахованы в банках на сумму до 1,4 млн. Узнать об этом более подробно можно по этой ссылке.

Исключением также являются отношения в сфере защиты интересов клиентов в экспортном кредитовании – они регулируются ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ. В ФЗ о страховании также не включены интересы по защите рисков инвестирования в ходе предпринимательской и политической деятельности.

Понятие страховой деятельности

Понятие страхования и страховой деятельности в РФ раскрывается в ст.2 закона от 27.11.1992 №4015-1. Согласно документу, страховая деятельность в России представляет собой работу страховщиков в отдельных отраслях рынка, включая перестрахование и взаимное заключение договоров.

В понятие страховой деятельности входят интересы брокеров и других посредников, представителей, выступающих в качестве субъектов рынка. Подробнее о страховой деятельности читайте на нашем портале.

СПРАВКА! Страховая деятельность и страховое дело, согласно законодательству РФ – тождественные понятия.

О СТРАХОВАНИИ

Глава I. Общие положения

     1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.     2. Отношения в области страхования регулируются также другими актами законодательства Российской Федерации, принимаемыми на основе настоящего Закона.     3. Действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование.  

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).  

     1. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.     2. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.     3. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.  

     Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:     связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);     связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);     связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).  

     1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.     2. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).     3. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.  

     1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.     Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.     2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.  

     Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.  

Участники страхования

По закону о страховании, участниками страхового дела в России являются:

  • Клиенты. К ним относятся лица, заключающие договор – страхователи; получатели выплат – выгодоприобретатели; клиенты, в пользу которых оформлен полис – застрахованные лица.
  • Страховщики. Это компании, которые занимаются одним видом услуг или комплексным страхованием. По закону, к страховщикам в некоторых случаях можно отнести брокеров, но они могут выступать и в качестве посредников.
  • Посредники. Это агенты страховщиков, брокеры, работающие с юридическими лицами.
  • Общества взаимного страхования. Согласно закону, ОВЗ в РФ не относятся к классическим страховщикам, но они также могут выполнять услуги по защите интересов клиентов в рамках приобретенного полиса.
  • Надзорный орган в лице Банка России.
  • Актуарии – они занимаются расчетом прибыли и коэффициентов. Подробнее о страховых актуариях вы можете узнать из этой статьи.
  • Депозитарии – участники рынка ценных бумаг. Встречаются в компаниях, осуществляющих продажу полисов ОПС, накопительное страхование жизни и ведущих инвестиционную деятельность.
  • Объединения субъектов, например, СРО (саморегулируемая организация) на финансовом рынке.

Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

2) страховые организации, в том числе перестраховочные организации;

3) общества взаимного страхования;

4) страховые агенты;

5) страховые брокеры;

5.1) операторы финансовых платформ;

6) актуарии;

7) Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее — орган страхового надзора);

8) объединения субъектов страхового дела, объединения страховых агентов, объединения страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховые организации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховых брокеров, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие общества взаимного страхования (далее — саморегулируемые организации в сфере финансового рынка);

9) специализированные депозитарии.

2. Страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела.

Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.

Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.

Единый государственный реестр субъектов страхового дела содержит сведения о субъекте страхового дела, его наименовании, месте нахождения, руководителе, об учредителях (акционерах, участниках), основной государственный регистрационный номер юридического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, сведения о номере и дате выдачи лицензии, виде страховой деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, видах страхования, которые осуществляются в рамках соответствующего вида страховой деятельности (для страховых организаций и обществ взаимного страхования), о правилах страхования, принятых и утвержденных страховыми организациями и обществами взаимного страхования в рамках соответствующих видов страхования, о субъектах Российской Федерации, на территориях которых осуществляется деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, доменном имени и (или) сетевом адресе официального сайта субъекта страхового дела в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», филиалах и представительствах страховщика, их месте нахождения, принятии решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии либо об отзыве лицензии, о назначении временной администрации и прекращении ее деятельности (дата и номер приказа органа страхового надзора и дата вступления его в силу), а также иные относящиеся к деятельности субъектов страхового дела сведения.

В случае изменения сведений о субъекте страхового дела соответствующая информация подлежит внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом страхового надзора документов, содержащих информацию об изменении сведений о субъекте страхового дела.

3. Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать:

1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;

2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний;

3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела;

4) указание на то, что акционерное общество является публичным, для публичных акционерных обществ;

5) слова «потребительское общество взаимного страхования» для обществ взаимного страхования.

4. Субъект страхового дела — юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние общества и аффилированные лица субъекта страхового дела.

Статья 14. Объединения субъектов страхового дела, страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей

1. Субъекты страхового дела, страховые агенты в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов, в том числе интересов своих членов, связанных с осуществлением страховой деятельности, и для достижения иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей могут образовывать ассоциации (союзы). Участие в указанных объединениях осуществляется в добровольном порядке, а в случаях, предусмотренных законом, — в обязательном порядке.

2. В целях представления и защиты общих интересов, связанных со страхованием, гражданами, в том числе являющимися страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, могут создаваться общественные организации, ассоциации (союзы) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В рамках взаимодействия созданных гражданами общественных организаций, ассоциаций (союзов) с объединениями субъектов страхового дела уставом объединения субъектов страхового дела может быть предусмотрена возможность включения в состав коллегиальных органов объединения субъектов страхового дела представителей созданных гражданами общественных организаций, ассоциаций (союзов) с предоставлением им в том числе права участвовать в обсуждении и выработке решений по вопросам в сфере страховой деятельности.

3. Сведения об объединениях субъектов страхового дела подлежат внесению в реестр объединений субъектов страхового дела. Перечень документов, на основании которых такие сведения (изменения в сведения) вносятся в реестр объединений субъектов страхового дела, порядок их представления объединением субъектов страхового дела в орган страхового надзора и порядок ведения реестра объединений субъектов страхового дела, в том числе сроки внесения в него сведений об объединениях субъектов страхового дела (изменений в сведения), устанавливаются органом страхового надзора.

4. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения субъектов страхового дела, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего в качестве одной из целей деятельности осуществление компенсационных выплат, подлежит обязательному аудиту. Аудиторская организация и условия договора, который объединение субъектов страхового дела обязано заключить с аудиторской организацией, утверждаются общим собранием членов объединения субъектов страхового дела. Годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения субъектов страхового дела вместе с аудиторским заключением о ней ежегодно в месячный срок после их утверждения общим собранием членов объединения субъектов страхового дела подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Описание закона РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации

Согласно этому ФЗ, в действующий законопроект были внесены следующие изменения:

  • уточнены требования, предъявляемые к организациям, занимающимся страховым делом и перестраховкой – внесение запрета таким компаниям на коммерческую деятельность, не относящуюся к основным обязанностям;
  • изменен порядок лицензирования на право ведения страховой деятельности, включая посредников и брокеров, скорректирован необходимый перечень документации, предоставляемой претендентами на получение разрешительных документов;
  • порядка проведения процедуры выдачи лицензионной документации, проводимой ЦРБ РФ или отказа в ее предоставлении;
  • изменена структура государственного реестра с корректировкой указываемых данных по субъектам страхования в РФ.

Дополнительно в РФ ужесточены условия применительно к страховщикам, для обеспечения финансовых гарантий:

  • организациям, работающим в сфере медицинского (включая ДМС и ОМС), профессионального и имущественного страхования, защиты рисков для жизни и здоровья и пр. вменено в обязанность поэтапно увеличить размер уставных капиталов с достижением на январь 2022 года отметки в 300 миллионов рублей;
  • ранее существовавшим страховым организациям, оказывающим страховые услуги по дожитию или в имущественной сфере – на указанную выше дату выйти на уровень уставного капитала не менее 450 миллионов рублей;организациям, задействованным в области перестрахования, на указанную дату обеспечить размер уставного капитала от 600 миллионов рублей;
  • организациям, приступившим к работе после принятия указанного ФЗ, установить минимальный размер уставного капиталa в пределах от 120 миллионов рублей;
  • вменение в обязанность страховщиков (исключая медицинские страховые услуги) разработать и утвердить собственные положения, учитывающие оценку рисков, а для вновь созданных организаций – в дополнение к указанному принять бизнес-план.

Также следует отметить дополнения, внесенные в апреле 2020 года относительно технического обеспечения страховых организаций, уточнения полномочий и обязанностей страховых брокеров и агентов, характер их взаимоотношений со страховщиками.

Действующий закон об организации страхового дела в России регулирует характер взаимоотношений всех участников процесса, включая физические лица и организации, порядок взаимодействия страховщиков с государственными надзорными органами, определяет организационные требования к данной сфере деятельности.

  • на обязательную область страхования, устанавливая границы правового поля взаимоотношений участников страхового дела;
  • на юридических лиц – страховщиков, занятых в области медицинского страхования.

Обратите внимание! Закон не следует применять в отношении защиты банковских вкладов, организаций, занимающихся инвестированием и кредитованием в РФ

Другие положения

К заключительным положениям, представленным в законе о страховании, относятся:

  • Принципы организации страховых услуг для иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц с иностранным капиталом на территории России. При оформлении полисов не имеет значения, кто хочет стать клиентом страховщика, если иное не предусмотрено правилами страхования. Иностранцы, в том числе иностранные предприятия, а также лица без гражданства имеют равные права на получение услуг по защите личных и имущественных интересов на территории России.
  • Споры и конфликты в страховом деле. Рассмотрением споров, которые перешли в разряд разбирательств на законодательном уровне, занимаются арбитражные и третейские суды в рамках своей юрисдикции.
  • Международные договоры страхования. По закону РФ от 27.11.1992 №4015-1, нормы, прописанные в международных страховых документах и полисах, оформленных в СССР, преобладают над указаниями, которые содержатся в действующей версии законодательного акта о страховании в РФ.

Страховой надзор

Деятельности надзорного органа – Банка России – в законе уделяется отдельная IV глава. Согласно основным положениям, на рынке страховых услуг РФ действует единый надзорный орган – Центробанк. Он осуществляет не только контроль за деятельностью страховых компаний, но и следит за соблюдением законодательства всеми участниками рынка, выдает лицензии юр.лицам на право заниматься отдельными видами страховых услуг и предупреждает банкротство юридических лиц.

Основное предназначение Банка России – осуществление контроля над выполнением требований законодательства РФ субъектами рынка. Надзорный орган выдает и аннулирует лицензии страховщиков, следит за рынком ОСАГО, устанавливая государственные коэффициенты и тарифы на страховку.

В законе прописаны обязанности регулятора, в том числе относительно мер в адрес юридических лиц, нарушающих финансовые требования. Банк России имеет право направить предписание, если страховщик отличается нестабильной финансовой ситуацией или отказывается представлять бухгалтерские документы в срок. Повторное нарушение договора грозит юр.лицу заменой руководства: временная администрация будет решать проблемы с платежеспособностью и соблюдением законодательства РФ. Если принятые меры не помогут справиться с проблемами, компании может грозить ограничение в продаже полисов с последующим отзывом лицензии. Срок разбирательства долгий: не менее 6 месяцев.

Последние изменения, внесенные в закон о личном страховании

Последние изменения в ФЗ 4015-1 были внесены 31 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 482. Согласно последней редакции, изменения произошли в статье номер 26.2. В нее был добавлен пункт 8.1. В этом пункте написано, что Правительство РФ имеет право определять случаи и ситуации, когда оформленные в законе депозитарии могут не раскрывать или раскрывать только часть информации о собственных участниках или акционерах. Правительством определяются случаи о возможности не раскрытия информации даже когда оно должно произойти согласно положениям законодательства.

Согласно произошедшим изменениям, в статью 28 был добавлен пункт номер 7. Также, как и в предыдущем описанном пункте, в седьмом написано, что Правительство РФ имеет право определять случаи и ситуации, когда оформленные в законе страховщики могут не раскрывать или раскрывать только часть информации о собственных клиентах. Правительством определяются случаи о возможности не раскрытия информации о клиентах даже когда информация должна быть предоставлена согласно положениям законодательства.

В законе большое количество статей и даже целая глава утратили силу. Вся вторая глава, в которой были описаны формы и процессы оформления и подписания договоров страхования, утратила силу 31 декабря 1997 года. Статья 8.1 настоящего Федерального закона утратила силу 1 сентября 2013 года, статья номер 27 утратила силу 10 декабря 2003 года, статья 31 утратила силу 26 июля 2017 года, а ст. 32.2 утратила силу 7 марта 2005 года.

В статье 32 описаны компании, организации и лица, которым выдается лицензия страховщика:

  • Организации, осуществляющей страховую деятельность. Среди деятельности должно быть добровольное страхование жизни, перестрахование, добровольное личное страхование, разные виды обязательного страхования по закону и добровольное имущественное страхование;
  • Страховому брокеру, если он участвуют в деятельности в качестве посредника;
  • Перестраховочной компании;
  • ОВС (общество взаимного страхования).

Также в 32 статье оформлен список необходимых документов для получения лицензии:

  • Заявление с прошением о предоставлении лицензии;
  • Бумаги, где описаны доказательства того, что лицо или организация соответствует требованиям и условиям закона для получения лицензии;
  • Устав компании, для которой просит лицензию заявитель;
  • Подробная информация о внутреннем аудите организации;
  • Бумага о получении регистрации в качестве юр. лица;
  • Документы с подробной информацией о получении средств соискателями компании;
  • Копия протокола (с оригиналом) о проведенном собрании, на котором обсуждалось получение лицензии и где был выбран руководитель;
  • Бумаги с информацией о квалификации участников и также о соответствии ими требованиям закона;
  • Полный список состава акционеров;
  • Копии и оригиналы документов с информацией о регистрации учредителей организации как юридических лиц;
  • Квитанции об оплате уставного капитала без задолженностей.

Согласно первой статье описываемого закона, страхование — это защита жизни, интересов и имущества лица в определенных страховых случаях.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 4015-1

Страхование жизни лица делится на два вида, добровольное и обязательное. Чтобы не совершить ошибку и быстро и правильно провести интересующую страховку, рекомендуется изучить настоящий закон. Он был принят для контроля и регулирования сферы страховой деятельности, а также для разъяснения гражданам Российской Федерации системы и процессов этого вида деятельности.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 333-78-83

Статья 32.9. Виды страхования

1. В Российской Федерации осуществляются следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование:

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков;

24) иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

2. Страховая организация обязана уведомлять в письменной форме орган страхового надзора о видах страхования, которые предусмотрены настоящей статьей и которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование) в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Страховщик обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, методику расчета страховых тарифов, структуру тарифных ставок и положения о формировании страховых резервов в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Об изменениях, внесенных в документы, указанные в настоящем пункте, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Если федеральным законом предусмотрено, что правила страхования по определенным видам страхования, страховые тарифы, методика их расчета, структура тарифных ставок по этим видам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти или органом страхового надзора и являются обязательными для применения страховщиками, в орган страхового надзора страховщиком не представляются соответственно правила страхования, методика расчета страховых тарифов, структура тарифных ставок, а также изменения, внесенные в данные документы.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.04.2020 N 149-ФЗ.

Статья 26. Страховые резервы

1. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики на основании актуарных расчетов определяют выраженную в денежной форме величину страховых резервов (формируют страховые резервы) и обеспечивают их активами (средствами страховых резервов). Средств страховых резервов должно быть достаточно для исполнения обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, сострахования, по перестрахованию, взаимному страхованию и исполнения иных действий по обслуживанию указанных обязательств.

2. Формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора и устанавливают:

1) виды страховых резервов, обязательность и условия их формирования;

2) методы расчета страховых резервов или подходы, их определяющие;

3) требования к положению о формировании страховых резервов;

4) требования к документам, содержащим сведения, необходимые для расчета страховых резервов, и сроки хранения таких документов;

5) методическое обеспечение расчета доли перестраховщиков в страховых резервах;

6) порядок согласования с органом страхового надзора методов расчета страховых резервов, которые отличаются от предусмотренных правилами формирования страховых резервов методов (в том числе сроки и условия такого согласования, основания для отказа в таком согласовании).

2.1. В целях определения величины сформированных страховых резервов страховщика орган страхового надзора проводит их оценку.

Орган страхового надзора выдает предписание об указании страховщиком в отчетности данных, полученных органом страхового надзора на основании проведенной оценки.

На основании предписания органа страхового надзора об указании в отчетности данных, полученных органом страхового надзора на основании проведенной оценки, страховщик отражает в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности величину страховых резервов, определенную органом страхового надзора на последнюю отчетную дату. Обжалование страховщиком указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.

При проведении оценки страховых резервов страховщика орган страхового надзора привлекает ответственного актуария за счет средств страховщика.

3. Средства страховых резервов используются исключительно для исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Средства страховых резервов не подлежат изъятию в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

5. Страховщики должны инвестировать средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Выдача страховщиками займов за счет средств страховых резервов, за исключением случаев, установленных пунктом 7 настоящей статьи и нормативными актами органа страхового надзора, запрещается.

Орган страхового надзора устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов, требования к таким активам, а также порядок инвестирования средств страховых резервов, предусматривающий в том числе требования к структуре активов, в которые допускается размещение средств страховых резервов страховщиков или их части.

6. Инвестирование средств страховых резервов осуществляется страховщиками самостоятельно или путем передачи средств в доверительное управление управляющей компании частично или полностью.

7. При осуществлении страхования объектов личного страхования, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, страховщик вправе предоставить страхователю — физическому лицу заем в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, заключенному на срок не менее чем пять лет.

Порядок и условия предоставления указанного займа устанавливаются договором, заключаемым между страховщиком и страхователем.

Статья 13.3. Передача национальной перестраховочной компании части обязательств по страховой выплате

1. Перестрахователь (страховщик) обязан передать национальной перестраховочной компании в перестрахование обязательства по страховой выплате по заключаемым им основным договорам страхования (перестрахования), в том числе подпадающим под условия заключенного им договора облигаторного перестрахования, в размере десяти процентов от передаваемых им в перестрахование обязательств по страховой выплате, за исключением обязательств:

1) указанных в пункте 2 статьи 13.2 и в пункте 8 статьи 14.1 настоящего Закона;

2) установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования и подлежащих перестрахованию в перестраховочном пуле, предусмотренном федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

3) по договорам страхования в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, создание которого предусмотрено Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. В отношении обязательств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, национальная перестраховочная компания вправе принять их в размере, указанном в пункте 1 настоящей статьи, уменьшить их размер либо отказать в принятии в перестрахование, руководствуясь в том числе положением об оценке страховых рисков и управлении страховыми рисками и учетной политикой национальной перестраховочной компании.

3. Обязанность перестрахователя (страховщика), установленная пунктом 1 настоящей статьи, считается исполненной с момента получения национальной перестраховочной компанией оферты (предложения заключить договор перестрахования обязательств по страховой выплате по заключаемым перестрахователем (страховщиком) основным договорам страхования (перестрахования) в размере десяти процентов от передаваемых им в перестрахование обязательств на условиях, определенных в соответствии с положениями настоящей статьи). Национальная перестраховочная компания направляет перестрахователю (страховщику) извещение в установленный в оферте срок об акцепте, либо об акцепте на иных условиях, либо об отказе от акцепта указанной оферты.

4. Если национальная перестраховочная компания принимает в перестрахование не более десяти процентов обязательств по страховой выплате, указанных в пункте 1 настоящей статьи, условия принятия таких обязательств должны соответствовать условиям принятия обязательств другими перестраховщиками (включая организации, указанные в пункте 11 статьи 13 настоящего Закона). Национальная перестраховочная компания, принимая указанные обязательства, следует решениям перестрахователя (страховщика) при наступлении страхового случая и при осуществлении страховой выплаты по основному договору страхования (перестрахования).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации