Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Федеральный закон «о социальной защите инвалидов в российской федерации» от 24.11.1995 n 181-фз ст 19 (ред. от 24.04.2020)

Основные направления

Основные направления соц. защиты устанавливает государство. В их число входит:

Выплата пенсий. Ее можно получать по возрасту, инвалидности или потере кормильца. Нормативно-правовая база для этой соц. помощи — ФЗ о трудовых пенсиях и государственном пенсионном обеспечении. Выплата в связи с инвалидностью делится на трудовую, социальную, для военнослужащих. Средства продолжают перечисляться, пока идёт период инвалидности;

Соц. реабилитация. Это перечень мер по восстановлению прав человека, общественного статуса, здоровья, способности выполнять какие-либо действия. Мероприятия, помогающие быстро произвести социализацию;

Мед. реабилитация. Она включает в себя разнообразную терапию восстановительного типа. В рамках такого мероприятия проводится реконструктивная хирургия, ортезирование. Оно даёт возможность восстановить, компенсировать нарушенные, утраченные функции организма в связи с получением инвалидности. В рамках соц. защиты для инвалидов часто организуется восстановительное или санаторно-курортное лечение, проводится профилактика осложнений, физиотерапия, назначаются физические упражнения;

Проф. реабилитация. Она включает в себя профориентацию, образование, адаптацию, поиск работы

Выделению рабочих мест уделяется особое внимание, так как инвалидам требуются специальные условия труда, которые не всегда предоставляются работодателем. Государство гарантирует помощь в поиске рабочего места, которая оказывается гражданам с инвалидностью, сохранившим способность выполнять трудовые обязанности

Лицам с инвалидностью предоставляется возможность участвовать в полезном для общества труде, который будет соответствовать состоянию здоровья, полученному ранее опыту, квалификации и наклонностям.

Важно. Реализацией любой соц

помощи занимается правительство РФ, органы исполнительной власти конкретных субъектов. Они создают условия для доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилые, общественные, производственные здания. Инвалиды перестают испытывать неудобства из-за ограничений, накладываемых травмами, патологиями, врождёнными дефектами.
Благодаря работе перечисленных организаций инвалиды получают возможность:

  • Пользоваться разными видами транспорта: железнодорожным, водным, междугородним, внутригородским;
  • Использовать средства связи, получения сведений;
  • Обеспечения жилой площадью.

Краткая характеристика

Первая глава содержит информацию общего характера об основных понятиях закона, касающихся вопросов недееспособности. То есть всю информацию, которая координирует вопросы, связанные с недееспособностью, и области их реализации.

Вторая глава содержит понятие МСЭК. С чётким определением всего механизма проведения этой экспертизы также указаны учреждения, которые имеют право выполнять МСЭ с выдачей необходимой документации. Эта глава претерпела корректировку в 2015 году. Принятый приказ №1024н внёс значительные изменения и правки в работу экспертной комиссии.

Третья глава направлена на разрешение вопросов с реабилитацией неполноценного человека

Обратить особое внимание в этом вопросе заинтересованным гражданам следует на статьи 11 – 11.1. В них идёт речь о том, что обязательно должна быть разработана ИПРА с подробными назначениями и необходимостью в техсредствах

Основной мыслью этих статей является упор на эффективность реабилитации, которая позволяет привнести улучшения в жизнедеятельность нетрудоспособного человека.

Четвертая глава направлена на описание всех моментов обеспечения жизнедеятельности недееспособных людей на нормальном уровне.

Пятая глава представляет собой свод статей, описывающих структуру формирования объединений неполноценных граждан и особенности их образований.

Шестая глава – заключительная, определяющая вступление этого документа в юридическую силу.

В настоящее время норматив действует в полной мере, но в связи с возникающими прецедентами за истёкшие годы его редакция претерпела определённые изменения и поправки.

Можно вывести основные положения нормативного документа, которые состоят в следующем:

  • Закрепляется определение «инвалид» и понятие инвалидности детей как юридическое наименование.
  • Устанавливается разделение инвалидности по группам, в зависимости от степени ограниченности человека в своих возможностях. При этом лицам, не достигшим совершеннолетия, группа не присваивается.
  • Введено понятие о соцзащите лиц с ограниченными возможностями. Механизм реализации этого действия разработан таким образом, что Законодательный госорган находится в постоянной работе над улучшениями положений социального обеспечения недееспособных граждан. При этом исполнительная власть обязана неукоснительно реализовывать внедрённые положения, что контролируется надзорными органами.
  • Внедряется система определения степени недееспособности путём работы медико-социальной экспертизы, которая также уполномочена определять существование факта потребности больного в социальной помощи.
  • Отражена недопустимость дискриминационных действий по отношению к человеку с заболеванием.
  • Создан государственный реестр учёта всех лиц с инвалидностью.
  • Разработан алгоритм создания мероприятий по реабилитации, а также и абилитации нетрудоспособных граждан.
  • Определён порядок действия, который защищает интересы нетрудоспособных родителей.
  • Определены особенности по части трудовых отношений. КЗоТ, ФЗ «Об отпусках» и другие нормативные документы наполнены статьями, которые защищают права неполноценных людей.
  • Введено множество различных мер по обеспечению инвалидов денежными выплатами в виде пособий или установленных пенсий, а также необходимыми товарами, одобренными госпрограммами по соцзащите инвалидов.
  • Существует программа оказания целевых услуг, таких как оздоровление в профильном санатории.
  • Приняты положения о льготах, охватывающие всех пенсионеров по заболеванию и другие неполноценные категории лиц.
  • Установлены понятия льготных очередей для недееспособных людей. Благодаря чему в случае острой необходимости нетрудоспособному лицу положено получение отдельного жилья без оплаты.
  • Облегчённое трудоустройство неполноценных граждан благодаря квоте для инвалидов на рабочие места на предприятии.
  • Порядок определения бессрочной инвалидности с алгоритмом получения такого статуса.

Как потратить материнский капитал на ребенка-инвалида

Дети-инвалиды нуждаются в специальных лекарствах, медтехнике, питании и уходе. Кое-что можно получить бесплатно, но остальное все равно дорого. Поэтому государство компенсирует расходы на лечение и реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов из материнского капитала. Его можно потратить на то, что прописано в ИПРА ребенка и входит

Это выглядит так: сначала вы покупаете всё за свои деньги, потом ПФР возмещает расходы субсидией из маткапитала. Схема работает, только если человек действительно потратил деньги. Если он получил что-то бесплатно, например лекарства, то компенсировать их стоимость из маткапитала не получится.

Чтобы все получилось, нужно составить акт проверки наличия и соответствия товаров. Это делает специальный человек из управления социальной защиты. Нужно написать заявление, чтобы этот человек пришел домой к инвалиду и проверил, что было куплено и за сколько. Если всё совпадает, составляется акт соответствия.

После этого нужно подать в ПФР заявление на распоряжение сертификатом маткапитала. Кроме акта соответствия к заявлению нужно приложить:

  1. Сертификат на материнский капитал.
  2. Паспорт.
  3. СНИЛС.
  4. ИПРА ребенка-инвалида.
  5. Чеки или другие документы, которые подтверждают ваши расходы.
  6. Реквизиты банковского счета для перечисления средств маткапитала.

Проверка документов и перечисление средств на счет занимает у ПФР месяц и еще 10 рабочих дней.

Что изменилось с принятием приказа №1024н

С юридической точки зрения приказом в основной закон изменения практически не внесены. Регламент оформления инвалидности остался на прежнем уровне, действующим по методикам Минтруда. Разработка дополнений также закреплена за этим Министерством, вопросы утверждения лежат на Правительстве РФ.

Основной целью введённого в работу приказа является установление более конкретных показателей оценки нарушений состояния здоровья. Процедура прохождения МСЭК призвана стать более доступной и объективной для людей с заболеванием.

До вступления в силу приказа специалисты МСЭ в своей работе руководствовались документами, оформленными в различных медицинских учреждениях, и представляли собой разрозненную картину. С 2015 года существует стандартная документация МСЭ, которая едина для всех регионов РФ.

Новые правила проведения МСЭ рассматриваются как попытка внедрения объективности исследования в большей степени, но для работы комиссии всё же оставлены многие вопросы, которые определяются на их усмотрение

По содержанию проведения комиссии введены более объективные критерии медицинского исследования, по результатам которых соискателю присваивается определённая категория инвалидности. По форме прохождения МСЭ изменения не внесены.

Для получения более объективного характера оформления заключения после прохождения комиссии рекомендована привязка к поставленным диагнозам, то есть берутся во внимание причины инвалидности. До внедрения приказа заключения могли выдаваться на субъективных решениях членов комиссии

Тем самым немного усилена правовая позиция лица с нарушениями состояния и претендующего на присвоения группы нетрудоспособности.

Комиссия наделена полномочиями делать выводы и на дополнительных факторах, которыми могут быть количество обращений в медучреждение.

Непонятным в этом приказе остаётся вопрос обязательного переосвидетельствования, которое должно быть каждые два года даже у людей без конечностей. Казусом может стать присвоение лицу без ноги 2 группы инвалидности. Но эта недоработка уже зафиксирована многими специалистами, и ссылки на соответствующие нестыковки в законе отправлены на рассмотрение в Минтруд.

Проведение социальной работы с инвалидами

Социальная работа как деятельность ставит двойную цель: удовлетворение потребностей нуждающегося (инвалида) и поддержание стабильности в социуме. В идеале должен находиться разумный компромисс между обеими задачами.

Услуги социального обслуживания предоставляют организации и службы. По форме организации они делятся на 2 основных вида:

  • Государственные учреждения (федеральные и региональные);
  • Муниципальные организации.

По сфере деятельности выделяют следующие виды организаций:

  1. Организации для стационарного обслуживания инвалидов: пансионаты, дома-интернаты, специализированные санатории, реабилитационные центры;
  2. Заведения полустационарного и надомного типа: амбулаторные центры, отделения дневного пребывания, территориальные центры обслуживания населения, отделения соцпомощи на дому, службы срочной помощи;
  3. Организации, обслуживающие транспортные потребности: спецтакси, аренда транспортных средств;
  4. Организации, обеспечивающие инвалидов предметами первой необходимости (сети спецмагазинов и пунктов проката);
  5. Организации по бытовому обслуживанию лиц с инвалидностью (ремонт обуви, парикмахерские, прачечные, библиотеки и т. д.);
  6. Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями: спецшколы, спецклассы в общеобразовательных школах;
  7. Предприятия и организации, нанимающие лиц с ограниченными возможностями — от специальных подразделений службы занятости до отдельных организаций со спецотделами.

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 10

Для получения помощи нуждающийся обращается в орган соцзащиты или МФЦ с заявлением на оказание услуг. Заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней комиссией, выносящей вердикт о согласии или отказе. Затем в срок до 10 дней МСЭ составляет индивидуальную программу для обратившегося и список рекомендованных исполнителей.

Далее инвалид вправе обратиться в одно из конкретных учреждений и заключить соглашение на предоставление социальных услуг. Срок заключения — не дольше 1 дня с момента обращения.

Договор может предусматривать платное или бесплатное оказание услуг. Если они оказываются платно, то финансирование может осуществляться:

  • За счет государства или муниципалитета;
  • Благотворительных взносов;
  • Средств исполнителя от сопутствующей предпринимательской деятельности;
  • Частично или полностью за счет нуждающегося лица.

Инвалид вправе лично или от лица представителя отказаться от услуг, разорвав соглашение. Для этого получатель должен обратиться к администрации заведения с заявлением на расторжение заключенного договора.

Список конкретных услуг, порядок предоставления и сроки оказания определяются договором, заключаемым между инвалидом (или его опекуном) и руководством исполнителя услуг. Кроме того, список услуг зависит от индивидуальной программы реабилитации, составляемой МСЭ при содействии исполнителя услуг. Споры, касающиеся качества, порядка оказания услуг, иных положений договора разрешаются в судебном порядке.

Исключением из правил является срочная работа, когда услуги предоставляются неотложно из-за бедственного положения нуждающегося. В такой ситуации заключение договора не требуется.

Адресную работу с лицом с ограниченными возможностями проводит соцработник государственного или муниципального учреждения. Поэтому от его ответственности, профессиональных и моральных качеств зависит успешность проведенной социальной работы, а следовательно — качество жизни инвалида.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов согласно законодательству России

Законодательством установлена обязанность государственных органов обеспечивать инвалидов необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. Эти гарантии прописаны в 4 главе ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В данные условия входят следующие виды жизнедеятельности человека:

  • доступ к информации;
  • обеспечение доступа к транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре;
  • бесплатная медицина;
  • обеспечение жильем;
  • профессиональная деятельность;
  • обучение;
  • социально-бытовое обслуживание инвалидов;
  • материальная поддержка.

Все вышеперечисленные аспекты должны безоговорочно предоставляться инвалидам государственными органами. В случае несоблюдения этого требования ответственные служебные лица должны нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Статья 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов» обязывает государство на создание специальных способов предоставления информации людям с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Государственные органы обязаны контролировать выпуск литературы для слепых, а также предоставление информации путем сурдоперевода. Также для таких инвалидов должны бесплатно предоставляться услуги сурдопереводчиков.

Для инвалидов по зрению существует возможность запечатлеть свою факсимильную подпись при нотариусе для возможности дальнейшего ее применения в своей жизнедеятельности. Это положение регулируется статьей 14.1 настоящего закона.

Статья 15 гарантирует инвалидам, что местными государственными органами будут создаваться условия для беспрепятственного передвижения инвалидов в общественном транспорте, а также иных общедоступных местах. Должны быть выделены специальные льготные места на парковках, гаражах и иных местах для удобства использования их инвалидами. В случае несоблюдения данной статьи ответственность граждан регулируется статьей 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Жилье может быть предоставлено в собственность, либо по социальному найму. Предоставленное жилье обязательно должно быть оборудовано необходимыми специальными устройствами для инвалида. Дети-сироты, имеющие инвалидность, обеспечиваются жильем вне очереди сразу после достижения ими совершеннолетия.

Семьи инвалидов и сами инвалиды получают скидку в размере половины стоимости при оплате коммунальных услуг. Об этом указано в статье 28.2 данного законодательного акта.

Если обучение детей-инвалидов среднему образованию не возможно в школе, оно должно производиться на дому с согласия родителей.

Кроме того, согласно статье 20 и 21 данного закона каждая организация вне зависимости от формы ее деятельности обязана выделять определенные квоты для приема инвалидов. Также государством поощряются налоговыми послаблениями те организации, в штате которых числятся инвалиды.

Для обеспечения возможности рабочей деятельности инвалидов работодатели обязаны оборудовать необходимыми техническими средствами рабочее место инвалида. Это требования регулируется статьей 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 23 работодателем должны быть предоставлены льготные условия труда, исходя из здоровья человека. Работодатель не имеет право принуждать инвалида к работе сверхурочно, в выходные дни и ночные часы. За нарушение прописанных норм статьей 24 этого закона регулируется ответственность работодателя, а также его права.

Если инвалид нуждается в социально-бытовой помощи, то на основании 28 статьи настоящего закона, ему должна быть предоставлена данная помощь стационарно или дома бесплатно.

Помимо возможности работать согласно статье 27 ФЗ «О социальной защите инвалидов» государство обязано выплачивать инвалидам материальную поддержку в виде социальной пенсии по инвалидности, компенсаций за причинение вреда и прочего.

В 2017 году статьей 28.1. инвалидам установлен следующий размер ежемесячных выплат:

  • 3 группа 1236 рублей;
  • 2 группа 1544 рубля;
  • 1 группа 2162 рубля.

Данные суммы выплачиваются из средств Пенсионного Фонда и ежегодно индексируются правительством РФ.

Все предоставленные меры государственной защиты инвалидам защищены статьей 31 данного закона, на основании которого они не могут быть отменены иным законодательным актом. Ответственность за нарушение данного закона указана в статье 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

О том как оформить пенсию по инвалидности читайте здесь.

Понятие соц. защиты

Оглавление

Помощь государства (периодические выплаты, предоставление жилой площади, скидки на коммунальные платежи) даёт любому инвалиду возможность существовать наравне с другими членами российского общества. Человек с инвалидностью ставится на учёт и не ускользает из поля зрения государства. Соц. помощь, защита оказывается независимо от причин инвалидности.

Важно. Группа определяется в зависимости от серьёзности патологии, а если ей страдает лицо, не достигшее совершеннолетия, то ему присваивается категория ребёнок-инвалид

Группу дают при условии прохождения медико-социальной экспертизы, которая проводится на основании федеральных нормативных актов.
Соц. защита распространяется на следующие категории населения:

  • Пожилых людей без родственников (живущих в одиночестве);
  • Лиц без прописки и места жительства;
  • Инвалидов ВОВ, семей военнослужащих, погибших во время войны;
  • Людей, инфицированных СПИДом или ВИЧ;
  • Граждан, имеющих инвалидность с несовершеннолетнего возраста, детей-инвалидов;
  • Матерей, воспитывающих одного или нескольких детей;
  • Лиц, получивших инвалидность в связи с катастрофой на ЧАЭС, радиоактивными выбросами в других регионах;
  • Многодетные семьи;
  • Людей, не имеющих постоянного места работы;
  • Малообеспеченные семьи (независимо от количества детей);
  • Беженцев и переселенцев из других стран, которые вынужденно покинули старое место жительства;
  • Несовершеннолетних лиц с девиантным поведением;
  • Детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Выводы

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте тут.

Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации