Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

8 фз о погребении и похоронном деле в новой редакции

Похоронное дело

Раздел IV ФЗ посвящен организации погребального дела, выступающего в виде самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела

Практическая реализация предусмотренных ФЗ гарантий в сфере погребальной деятельности осуществляется путем организации и государственным регулированием самостоятельного направления деятельности — похоронного дела, которое отнесено к компетенции муниципалитета, и его финансированием. Фактическая работа по захоронению и содержанию могил осуществляется специализированными организациями.

Попечительские (наблюдательные) советы

Учитывая социальную значимость рассматриваемого направления деятельности, ФЗ предусмотрел возможность проведения общественного контроля. Попечительские советы формируются при муниципалитетах или региональных властных органах, которые определяют порядок их создания и функционирования, а также компетенцию. На практике советы не получили распространения. Контроль и взаимодействие осуществляется муниципальными чиновниками, курирующими социальные и бытовые отношения.

Специализированные организации по вопросам похоронного дела

Муниципалитеты создают специализированные организации, на которые возлагаются обязанности по погребению. Организации создаются в форме МУ или МУП. Как правило, специализированные компании дополнительно осуществляют работы по содержанию мест захоронения, хотя эта деятельность может осуществляться на конкурсной основе коммерческими структурами.

Деятельность таких учреждений носит публичный характер. Как правило, работы и услуги в сфере погребения реализуются через специальные магазины-салоны, функционирующие при специализированных организациях. В стандартный набор услуг подобной торговой точки входят:

  • услуги агента или церемониймейстера-организатора, выполняющего всю техническую работу;
  • оформление государственное свидетельство о смерти;
  • оформление документов для захоронения гроба с телом или урны с прахом;
  • продажа полного спектра похоронных принадлежностей по каталогам и со склада, включая доставку заказчику;
  • предоставление помещений для траурных церемоний в специально отведенных для этого местах;
  • предоставление автокатафалка, в том числе и для междугородних перевозок, других транспортных услуг;
  • консультации граждан и юридических лиц по всем вопросам, связанным с погребением и госгарантиями.

https://youtube.com/watch?v=C3V3jo6XXkU

Деятельность по оказанию ритуальных услуг относится к обычной предпринимательской. Мероприятия, не связанные непосредственно с захоронением тела или праха, проводятся и коммерческими структурами.

Санитарно-экологические требования к созданию и содержанию мест погребения

Определение территории для создания кладбища осуществляется с соблюдением нормативов городской (сельской) застройки исходя из геологических и рельефных характеристик, структуры грунта, местных экологических нагрузок. Место для захоронений должно соответствовать нормам СанПиН. Земельный участок выбирается с расчетом на неограниченный по длительности период эксплуатации по назначению и существования. Вновь открываемые кладбища располагаются не ближе 300 м от территориальных зон, определенных для проживания и общественного использования.

Запрещена организация кладбищ в пределах и на местностях:

  • 1 и 2 санитарных поясов источника водоснабжения или минерального источника, 1 курортной охранной зоны;
  • с открытыми закарстованными и сильнотрещиноватыми грунтами, в местах выходящих водоносных слоев;
  • вблизи используемых жителями в различных целях наземных водных объектов;
  • с подземными водами, расположенными менее 2 м от земной поверхности, болотистых, заливаемых, подпадающих под оползни и обвалы.

Площадь выделяемой под кладбище территории рассчитывается по количеству жителей соответствующего муниципального пункта и нормативов выделения участка для погребения умершего. Общий размер кладбища не должен превышать 40 га. Размер участка, выделяемого для захоронения 1 умершего, устанавливается муниципалитетом с учетом возможности дозахоронения супруга(и). Обычно размер единоличного захоронения составляет 1,2х2,0 м, с учетом предполагаемого дозахоронения — 2,0х2,2 м. Допускается создание семейных захоронений, порядок оформления которых устанавливается федеральным и региональным законодательством.

Строительные и производственные работы на территории бывшего кладбища запрещены, местность может быть задействована лишь под зеленые посадки.
Обслуживание мест погребения осуществляется с соблюдением СанПиН. В случаях выявления нарушений норм и правил муниципалитет обязан приостановить или прекратить все виды погребальной деятельности на соответствующей территории до устранения всех выявленных недостатков. Аналогичные требования предъявляются и к предметам ритуального назначения. Осквернение могил и надругательство над местами захоронения образуют административные и уголовные правонарушения.

«Обеспечить соблюдение прав россиян»

В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, курирующем подготовку документа, подтвердили ФАН, что работа над законопроектом ведется. 

Стимулом для соблюдения новых правил участниками рынка должны стать изменения в КоАП РФ, предусматривающие наказание за несоблюдение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего, работы по организации похорон лицами, с которыми не заключено соответствующее соглашение, и другие нарушения. К ответственности могут привлечь как частных лиц, так и организации, пояснили в ведомстве.

Между тем, ответа на вопрос о том, когда долгожданный законопроект будет внесен в Госдуму, специалисты министерства не дали. Предыдущий законопроект, посвященный регулированию этой отрасли, вносился в российский парламент еще в конце 2016 года, однако впоследствии был отклонен. 

Впрочем, у экспертов есть надежда, что недавний случай и уже проведенная министерством строительства и ЖКХ работа все-таки сдвинут этот процесс с мертвой точки — до того как появятся новые шокирующие истории с гробами.

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

  1. выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
  2. предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
  3. оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  4. исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

      Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:     1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;     2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;     3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;     4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.  

     1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.     2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.  

     Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).  

     1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.     2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.  

     1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:     о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;     о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;     быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;     быть подвергнутым кремации;     о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.     2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.     3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.  

     Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).

4. Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Изъявление воли лица об отношении к телу после смерти

Каждый гражданин Российской Федерации вправе распоряжаться при жизни последующими действиями со своим телом после смерти.

Как правило, для этого требуется составление официального документа, на основании которого родственники или иные близкие лица выполнят следующее:

  • предоставят тело усопшего гражданина для донорства органов или иных востребованных нужд;
  • захоронят тело или останки гражданина на кладбище, которое соответствует его вероисповеданию;
  • при необходимости не будут хоронить тело, а сожгут его в крематории и распорядятся прахом по желанию почившего;
  • при необходимости и более позднем выявлении волеизъявления умершего лица, будет выполнено перезахоронение останков;
  • в некоторых случаях предусмотрены также иные способы распоряжения телом.

В данном случае, чтобы выполнить любое волеизъявление покойного, требуется, чтобы при жизни им было составлено соответствующее прошение, заверенное штампом нотариуса в нотариальной конторе. Без подобного документа, родственники смогут лишь похоронить тело покойного.

Гарантии осуществления погребения

Все гарантии по осуществлению погребения возлагают на себя соответствующие организации, которые занимаются оказанием ритуальных услуг для населения.

Данные учреждения действуют в соответствии с Федеральным законом № 8 «О погребении и похоронном деле», а также с учетом распоряжений или постановлений местных органов самоуправления.

Дополнительно похоронные агентства обязуются исполнять и при необходимости предоставлять дополнительные услуги (за оплату), которые будут запрошены родственниками покойного, либо на основании его прижизненного волеизъявления.

При любом нарушении положений закона, а также нормативно правовых актов местных органов власти, на ритуальное агентство может быть наложен штраф и обязательство по компенсации морального ущерба родственникам или иным близким лицам покойного.

Также следует учитывать тот факт, что каждое похоронное бюро получает на свою деятельность соответствующую лицензию, которая при выявлении нарушений может быть отозвана.

Исполнение воли покойного

Как уже было сказано ранее, волеизъявление покойного гражданина должно быть исполнено при условии, что ранее было осуществлено следующее:

Было оформлено соответствующее прошение покойного при жизниОтносительно распоряжения с его телом
После смерти гражданинаРодственники представили соответствующий документ в похоронное бюро
Ритуальное агентство имеет возможностьИсполнить волеизъявление покойного гражданина
Родственники усопшего лица, внесли соответствующую платуЕсли для осуществления волеизъявления это необходимо

При таких обстоятельствах, воля умершего гражданина будет исполнена в соответствии с его распоряжениями.

Нарушение последней воли усопшего не допускается, так как это противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону № 8 «О погребении и похоронном деле».

Кончина родственника или иного близкого лица, как правило, сопряжена со скорбью, а также определенными обязательствами, которые возлагаются на родственников.

При этом в действующем законодательстве четко отражена вся информация относительно порядка захоронения, правил обращения в соответствующие похоронные агентства, а кроме того присутствуют определенные сроки.

Которые обязывают ритуальные бюро и родственников покойного выполнить захоронение тела умершего гражданина, либо исполнить его последнюю волю и распорядиться телом в соответствии с волеизъявлением.

В каких случаях делается перезахоронение

Процедура повторного захоронения останков умершего гражданина, как правило, является более затратным процессом для родственников, но в ряде случаев данная услуга необходима.

Рассмотрим более подробно, при каких обстоятельствах осуществляется перезахоронение тела покойного:

  1. После похорон было найдено документальное подтверждение волеизъявления умершего гражданина.
  2. Для расследуемого следственного дела требуется получить доступ к останкам умершего лица.
  3. Было найдено массовое захоронение тел, погибших граждан при Великой Отечественной Войне.
  4. Было обнаружено неизвестное захоронение солдат, что требует проведения процедуры перезахоронения.
  5. Земля, предназначенная для кладбища, в ближайшее время будет использоваться для иных государственных нужд.
  6. Погребение покойного гражданина не соответствует его вероисповеданию, и требует перезахоронения на другом кладбище соответствующей религии.

При подобных обстоятельствах с государственной поддержкой, либо самостоятельно родственниками почивших осуществляется процедура эксгумации тела с последующими похоронами в другом месте.

А также необходимым проведением иных ритуальных действий, если этого требует религия, либо волеизъявление почившего лица.

Гарантированный список ритуальных услуг и соцпособие

В гарантированный список бесплатных погребальных услуг входит:

  • подготовка и выдача всей предусмотренной документации;
  • представление и доставка гроба и необходимых принадлежностей;
  • транспортировка покойника на кладбище или в крематорий;
  • погребение.

Обязанности по представлению услуг несут специализированные учреждения. В зависимости от категории умершего финансирование проводится за счет федеральных, региональных бюджетов, ПФ и ФСО. Стоимость услуг утверждается муниципалитетами по согласованию с органами, осуществляющими их финансирование. Погребальные услуги помимо гарантированного списка оплачиваются лицами, осуществляющими погребальные мероприятия.
По усмотрению людей, занимающихся погребением, бесплатные услуги заменяются на денежную выплату в размере стоимости гарантированного списка, но не более зафиксированной ФЗ максимальной суммы.

В регионах и местностях, в которых действуют территориальные коэффициенты, предельная сумма определяется с их учетом. В некоторых областях и иных субъектах установлены доплаты к ритуальному пособию. Например, в Москве его размер составил 11000 руб., Республика Башкортостан увеличила стандарт до 6396 рублей. При похоронах участников ВОВ и приравненных к ним лиц предлагается расширенный перечень погребальных услуг, включающий предоставление памятника (плиты, цветника). Размер выплаты по смерти также увеличен.
Пособие выдается при обращении по предъявлению справки о смерти. Для получения денег необходимо заявить:

  • в ПФ, если умерший пенсионер;
  • по месту работы, если покойный был официально трудоустроен (в том числе находился в отпуске по уходу за ребенком, неоплачиваемом и пр.), в случае смерти ребенка (обращается один из родителей);
  • в учреждение соцобеспечения, когда покойный официально не был трудоустроен и не находился на пенсии, при мертворождении;
  • в ТОФСС для умерших ИП.

Для получения повышенного пособия на участника ВОВ следует обратиться в военкомат не позднее 6 месяцев с даты смерти.
Установленные предельные размеры стоимости гарантированных погребальных услуг и выплачиваемого соцпособия нельзя признать достаточными. На сегодняшний день сумма в 5000 руб. не способна сколько-нибудь существенно возместить реальные расходы, вызванные смертью человека, а в случае отказа от финансового выражения и получения бесплатных услуг их качество будет минимальным. Фактически пособия хватает лишь на приобретение самого дешевого низкокачественного гроба. Примером надлежащей государственной помощи семьям умерших может служить Республика Беларусь.

В марте 2017 г. пособие в Беларуси составляло 720 бел. руб., что по курсу равноценно 22000 рос. руб.

Обязанности специализированных компании

Специализированные компании, занимающиеся похоронным делом, учреждаются муниципалитетами в форме муниципального унитарного предприятия (МУП). Чаще всего именно в их компетенцию входит содержание кладбищ, хотя коммерческие организации и индивидуальные предприниматели тоже могут делать это.

.

Они оказывают услуги по:

  • консультированию физических и юридических лиц по проблемам, связанным с похоронным делом;
  • выдаче в аренду катафалка для транспортировки гроба в пределах города и за ним;
  • выделению помещения для проведения прощальной церемонии;
  • продаже товаров для погребения — гроба, венков из живых и искусственных цветов, лент, одежды и др.);
  • оформлению документации;
  • организации похорон.

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых погибший (умерший) проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище лиц, не указанных в настоящей статье, осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации.

Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

На военных мемориальных кладбищах могут создаваться семейные (родовые) захоронения.

2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

3. Порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Порядок получения

Согласно нормам Закона, пособие на погребение имеет право получить родственник умершего либо его официальный представитель. Размер данного пособия определяется перечнем предоставляемых услуг, однако, не может превышать сумму в четыре тысячи рублей.

Необходимо будет предоставить такие документы:

  • заявление на получение выплаты с указанием подробных банковских реквизитов для перечисления;
  • паспорт обратившегося за получением пособия;
  • трудовую книжку умершего либо другой документ, который подтверждает, что покойный перед смертью не работал;
  • свидетельство о смерти.

Пособие перечисляется на расчетный банковский счет обратившегося либо выдается на руки в местном почтовом отделении.

Изъявление воли лица об отношении к телу после смерти, исполнители волеизъявления

ФЗ вводит новое в отечественном праве понятие волеизъявления лица. Выражение воли допускается оформлять письменным документом или высказывать устно. При отсутствии изъявления воли захоронение осуществляется в соответствии с пожеланиями и решениями, принимаемыми ближайшими родственниками. Исполнение воли покойного обязательно, если иной порядок не установлен законом или особые обстоятельства препятствуют этому. Согласие или несогласие должно быть выражено по следующим вопросам:

  • допускается ли патологоанатомическое вскрытие:
  • допускается ли изъятие органов и тканей;
  • в каком месте следует произвести захоронение (дозахоронение);
  • обычаи и традиционные установления, подлежащие применению при захоронении;
  • кремация;
  • лицо, на которое возложено исполнение воли.


Обязанности возлагается на супруга (у), ближайших родственников, а при их отказе или невозможности — на любое указанное покойным лицо, готовое осуществить все требуемые мероприятия. В исключительных ситуациях захоронение производится специализированной ритуальной службой.

Гарантии осуществления погребения

Российская Федерация предоставляет гарантии погребения с учетом высказанной воли и устанавливает минимальные стандарты. Практическое содержание гарантий раскрывается в гл. II ФЗ.

Исполнение воли покойного и государственные гарантии

Земельный участок под могилу выделяется бесплатно. Исходя из воли покойного, могила организуется в определенном им месте, в том числе возможно дозахоронение в старых могилах или рядом с ранее умершими близкими родственниками, когда это допускается. При невозможности захоронить в конкретном месте (нет свободных участков, запрещено исходя из норм СанПиН и пр.), местонахождение могилы определяет специализированная организация.
При пожелании покойного быть погребенным в другом городе или поселении, за пределами страны госгарантии заключаются в скорейшем оформлении всех документов, включая разрешительные на транспортировку тела, пересечение госграницы и пр. Погребение невостребованных лиц осуществляется специализированными организациями.
Помимо вышеуказанного, госгарантии включают в себя:

  • подготовку и выдачу документации, требуемой для захоронения, не позднее 24 часов с момента смерти;
  • выдачу тела покойного из морга (когда требуются патологоанатомические исследования) не позднее 48 часов с момента определения причины смерти;
  • обеспечение возможности хранения тела в морге до 1 недели без оплаты в ситуациях, когда родные или лицо, проводящее похороны, не могут по объективным причинам осуществить ритуальные мероприятия ранее, и до 2 недель, если такие лица разыскиваются;
  • исполнение воли покойного об отношении к телу, выраженного им до его смерти.

Отчасти установленные гарантии в отношении патологоанатомического вскрытия носят декларативный характер, так как решение об обязательном проведении процедуры принимается в предусмотренных законодательством об охране здоровья случаях и не зависит от воли покойного и пожеланий близких.

Другие материалы по теме «Справка»

Почему хоронят на 2 метровой глубине?
Во многих странах усопших предают земле. Например, в России, в соответствии с православными традициями, при этом гроб располагают таким образом, чтобы покойный лежал головой на восток. Его опускают на веревках или полотенцах в могильную яму. В данной статье речь пойдет о стандартах захоронения, в частности, почему хоронят на глубину 2 метров.

Груз 200. Почему так называют погибших солдат
Термин «Груз 200» появился в 1979 году. Под этой пометкой доставлялись тела солдат, которые погибли во время Афганской войны. Несмотря на окончание конфликта, данный термин используется до сих пор. В данной статье речь пойдет о том, почему «Груз 200» так называют, как сейчас транспортируются тела усопших.

Что делать, если пропал человек?
Ежегодно в нашей стране пропадают более 120 000 человек. При этом находятся порядка 90% от этой цифры. Пропажа человека — безусловно, страшное испытание для его близких

Однако, оказавшись в такой ситуации, важно не упустить драгоценное время. О том, что делать и куда звонить, если пропал человек, вы узнаете из нашей статьи

Как выписать умершего человека из квартиры?
Смерть человека – это огромный удар для его родственников. Однако после всех погребальных мероприятий близким умершего необходимо позаботиться о том, чтобы выписать человека из квартиры.

Какую музыку выбрать на похороны? Музыкальное сопровождение похорон
В последний путь усопших принято провожать под музыку. Траурная мелодия оказывает на присутствующих глубокое эмоциональное воздействие, помогает собраться с мыслями, успокоиться и настроиться на церемонию погребения. О том, какой бывает похоронная музыка, мы расскажем далее.

Выбрать гроб по размеру – правила расчёта
Перед погребением усопшего важно правильно рассчитать размеры гроба. В противном случае может возникнуть неприятная ситуация, когда тело умершего не поместится в саркофаг. В результате возможна непредвиденная задержка церемонии погребения. В данной статье мы расскажем о том, каковы стандартные габариты погребального ящика и как правильно выбрать размер гроба.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации