Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Федеральный закон «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 n 89-фз ст 11 (ред. от 07.04.2020)

Как Закон 89-ФЗ регламентирует обращение отходов?

Этому посвящена третья глава нормативно-правового акта. Здесь приведены общие требования, которым обязаны следовать субъекты при обращении с отходами. В частности, после последних изменений и дополнений добавлены нормы, которые касаются деятельности субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в этой сфере. Если их деятельность негативно сказывается на окружающей среде, они обязаны:

  1. Уплачивать установленные средства за причинение экологического ущерба;
  2. Использовать технологические новинки в сфере безотходного производства;
  3. Принимать меры к самостоятельному мониторингу окружающей экологии;
  4. Документально подтверждать проведенный анализ мест, где хранятся отходы.

Кроме того, Закон номер 89-ФЗ в последней редакции требует от организаций, которые занимаются обращением отходов, получать специальные разрешения (лицензии). До середины 2016 года такого требования не было, вывозом мусора могли заниматься фирмы, не имея на это лицензий.

По мнению Законодателя, такое отношения стало одной из причин участия на рынке подобных услуг недобросовестных организаций. Введенный запрет с 1 июля 2016 года на занятие подобной деятельностью без лицензии направлен на существенное изменение ситуации.

О региональных программах

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить следующее:

  1. Сооружать постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду;
  2. Финансировать работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные мероприятия;
  4. Выявление стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Паспортизация отходов

Предприятия, деятельность которых сопровождается образованием отходов 1-4 классов опасности, должны оформлять паспорта опасных отходов.

Нормативно-правовой акт 89-ФЗ об отходах с изменениями обязывает субъекты хозяйствования определять класс опасности образуемого ими мусора. Определен следующий порядок действий:

  1. Выбирается смесь веществ, которые образуются предприятием в качестве отходов;
  2. Изучается и анализируется их состав с позиции пагубного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
  3. На основе полученных данных оформляется паспорт отходов соответствующего класса опасности (актуален для первых четырех).

Тут же указано, что с отходами, которые представляют опасность для окружающей среды, обязан работать специально подготовленный сотрудник. У него должно быть документальное подтверждение профессиональной пригодности, наличие соответствующего или дополнительного образования. Таких сотрудников обязаны принимать на работу ответственные лица на предприятии. Именно они вместе с руководством несут дисциплинарную и административную ответственность за нарушения с подбором кадров или их отсутствием.

Судебная практика и законодательство — 89-ФЗ Об отходах производства и потребления

Законом N 89-ФЗ требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, а также необходимость наличия указанных объектов для выполнения работ по сбору отходов, не установлены.

3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4) Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857;

3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4) Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857;

, , , , , ,

В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, регулируемых организаций по вопросам, связанным с переходом к регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления), Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее.

— ст. 21.1 от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

— постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные указанным постановлением

Кроме того, в силу положений Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

В силу положений Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее — ассоциация).

Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) и от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 1291) приняты в соответствии с Федеральным от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

148(28). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества».

Вам может быть интересно

«Пенсию — отсрочить»: новые правила льготной пенсии для медработников
Когда теперь медиков отпустят на заслуженный отдых?

Онлайн-кассы и где они обитают
Самый полный ответ на вопрос “а оно мне надо?”

Транспортный налог для пенсионеров: платят или нет?
Где должны платить, и где освобождены?

Оформляй меня полностью
Как не попасть на штраф за договор ГПХ

N 3-ФЗ ст 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований,…

Да сними же её, наконец! Как снять жилье и не оказаться на улице
Пошаговое руководство о поиске и найме жилья, основанное на личных граблях

Об обращении с отходами всех классов опасности

В Главе III ФЗ указано, какие предъявляются требования к проведению работ с отходами производства и потребления.

В последнем изменении статьи 11 ФЗ 89 говорится о деятельности юр. лиц и ИП, связанной с использованием помещений под различные отходные материалы. В Федеральном Законе можно узнать об обязанности ответственных лиц производить определенные денежные взносы за нанесение вреда экологии при проведении сбора и хранения отходов производства и потребления.

Для совершения манипуляций с отходным сырьем предусматривается применение новых разработок безотходных технологических процессов и анализа экологической обстановки в местах, где они размещены и захоронены.

Для подтверждения возможности совершения подобных работ должны предъявляться определенные документы.

Федеральный закон об отходах производства и потребления  информирует о том, что юр. лица и ИП должны иметь лицензию на совершение таких операций:

  1. Сбор
  2. Перемещение
  3. Переработка
  4. Утилизация

Данное правило вступило в силу с 1 июля 2016 г. Согласно Федеральному Закону, если лицензия отсутствует, организация не имеет право осуществлять подобную деятельность.

Нарушение постановления влечет административную ответственность.

В ст.13.2. Главы III ФЗ можно прочесть о том, что необходимо проводить мероприятия, затрагивающие обращение с отходами производства и потребления, нацеленные на следующее:

  1. Постройка помещений для проведения процесса утилизации материалов, которые не будут больше использоваться.
  2. Финансирование стройки сооружений, необходимых для проведения работ с ТКО.
  3. Проведение действий регионального оператора ТБО и ТКО (твердые бытовые и коммунальные отходы).
  4. Определение несанкционированных свалок.
  5. Предотвращение отрицательного влияния на экологию при осуществлении работ какой-либо организацией.
  6. Предоставление доступа к информации этой сферы.

Подобные мероприятия регионального уровня входят в госпрограмму.

В федеральном законе указано, что лица, участвующие в деятельности по образованию отходного сырья, обязаны распределить его по степени вредности. Для этого необходимо изучить состав, оценить уровень опасного влияния на природу и человека. Далее, основываясь на результаты, происходит паспортизация отходов.

Действия, совершаемые при присвоении паспорта определенного класса, определяются органом исполнительной власти государства, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Для проведения манипуляций индивидуальными предпринимателями и юр. лицами с различными отходами существуют определенные требования, прописанные в ст. 15 ФЗ 89.

В Федеральном Законе 89 указано, что ответственность за прием на работу сотрудников возложена на ответственных лиц предприятия.

В данной главе ФЗ есть перечень требований к объектам размещения отходов. Для этого понадобится:

  1. Наличие паспорта отходов.
  2. Особый транспорт для перемещения отходного сырья.
  3. Соблюдение техники безопасности.
  4. Сопроводительные документы.

Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

  • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
  • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
  • проведение утилизационных мероприятий;
  • определение несанкционированных свалок;

  • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
  • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.

Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от  Правительства РФ.

Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

Уточняется понятие «сбора» и «накопления» отходов, и «отходов от использования товаров»

В статье 1 закона №89-ФЗ дается новое понятие процесса сбора отходов. Теперь оно уточнено и «привязано» к лицу, которое непосредственно занимается обработкой отходов, их утилизированием, обезвреживанием и размещением. Раньше указывалось, что сбор отходов – это только их прием от организаций и физлиц для дальнейшего обращения отходов. Кстати, из нового определения «сбора» убран процесс перевозки отходов, но само его понятие в законе все-таки сохранено. Чем грозят такие перемены сборщикам отходов? Серьезными волнениями:

  • те компании, у которых в лицензии есть ссылка на право заниматься обработкой, утилизированием, обезвреживанием и размещением отходов, смогут спокойно заниматься их сбором и после 2019 года;
  • а вот те фирмы, в лицензии которых указана деятельность только по сбору отходов и их транспортировке, обязаны будут переоформить лицензию, убрав из нее деятельность по сбору. Основанием для такого переоформления Росприроднадзор называет п.1 статьи 18 закона №99-фз о лицензировании, где говорится о необходимости внесения изменений в лицензию в случае смены перечня выполняемых работ, оказываемых фирмой услуг.

Интересные трансформации произошли и с «накоплением» отходов. С 2019 года нет жесткой привязки их временного складирования к специальным площадкам, обустроенным в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Теперь накоплением будет считаться складирование отходов на срок не дольше 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации, обработки, и т.д., невзирая на характер места их накопления.

Уточнено понятие «отходов от использования товаров». С 01.01.19г. таковыми признаются отходы, которые образовались после потери товарами, их упаковкой, частично либо полностью своих потребительских качеств. И всё! С нового года даже если товар либо его упаковка (чего не было раньше) частично потеряли свои свойства, товар сразу признается отходом без каких-либо дополнительных требований. В старой редакции закона, чтобы перевести товар в состав отходов необходимо было, чтобы единовременно с утратой потребительских свойств выполнялось одно из следующих условий:

  • складирование данных товаров должно было происходить в месте сбора отходов;
  • либо они передавались по договору или в соответствии с законами РФ тому лицу, которое занимается обработкой, утилизированием отходов;
  • либо собственник товаров иным образом отказывался от права собственности на них, в том числе выбрасывал их.

Теперь же для признания товара отходом с 01.01.19г. достаточно, чтобы он только потерял полностью или частично свои качества, интересные потребителю.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе
используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления
(далее — отходы)

— остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,
которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства;

опасные отходы — отходы, которые содержат
вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью,
взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или
содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять
непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и
здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими
веществами;

обращение с отходами — деятельность, в процессе
которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — содержание отходов в объектах
размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или
использования;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих
дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов — применение отходов для производства
товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения
энергии;

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе
сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях
предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую
природную среду;

объект размещения отходов — специально оборудованное
сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с
территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию
(через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в
район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что
такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество
отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом
на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической
обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество
отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий
принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности,
содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые
имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

лом и отходы цветных и (или)
черных металлов

пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из
цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе
производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также
неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Федеральным
законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Классы опасности отходов в соответствии с ФЗ 89

В рассматриваемом документе отходы поделены на несколько категорий. Принцип разделения основан на степени их опасности. Закон предусматривает пять типов мусора. Вот их краткое описание:

  1. К первому классу относятся наиболее опасные отходы. Примером являются содержащие ртуть устройства.
  2. Во второй входят опасные, но не в такой степени, как предыдущие. К этой категории относятся щёлочи и серная кислота.
  3. Третий класс – мусор, с умеренным уровнем опасности. К этой категории относятся металлы.
  4. В четвёртую категорию входят малоопасные отходы. В качестве примера можно привести резиновые покрышки.
  5. К последнему классу относится наименее опасный мусор, например, бумага или картон.

Для каждого из перечисленных типов отходов существуют особенности, связанные с их хранением и утилизацией.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

К полномочиям субъектов Российской
Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработка и реализация
региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и
выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной
политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации;

принятие в соответствии с
законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;

осуществление государственного
контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах
хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной
деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

участие в организации обеспечения
населения информацией в области обращения с отходами.

Статья
7. Утратила
силу с 01.01.2005 г.

Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 8 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации