Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Статья 226 нк рф. особенности исчисления налога налоговыми агентами. порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Дополнительно

В качестве агентов в рамках применения рассматриваемой нормы выступают и российские организации, производящие перечисление денежного довольствия, содержания, заработка, прочего вознаграждения военнослужащим, лицам из числа гражданского персонала ВС Общая величина НДФЛ, вычисленная и удержанная с этих сумм, направляется в бюджет по адресу учета источника дохода. Если размер подлежащего к уплате налога больше ста рублей, она перечисляется в порядке, установленном 226 статьей. Если величина меньше указанной величины, ее прибавляют к сумме НДФЛ следующего месяца, но не позже последнего месяца в текущем периоде. Законодательство запрещает отчисление налога из средств агента. При оформлении договоров не допускается включение в них оговорок, предполагающих принятие источником дохода обязательства нести расходы на перечисление платежей в бюджет.

Ст. 226 НК РФ: комментарии

Возникновение обязательств налогового агента связано с выплатой ими дохода физлицам. Отказаться от них субъект не вправе, если он выступает как источник дохода для плательщиков. Между тем, идет спор по вопросу, касающемуся выплат авансов работникам по условиям гражданско-правовых соглашений. По мнению ряда чиновников Минфина и некоторых судей, выплата средств за еще не предоставленные услуги либо не исполненные работы обязывает предприятие удерживать подоходный налог и отчислять его в бюджет. Однако в практике есть ряд решений, в которых определено, что аванс нельзя рассматривать как объект обложения до момента выполнения обязательств физлицом.

Глава 21 НК РФ Налог на добавленную стоимость (НДС)

Статья 143 Налогоплательщики

Статья 144 Утратила силу

Статья 145 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145.1 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов

Статья 146 Объект налогообложения

Статья 147 Место реализации товаров

Статья 148 Место реализации работ (услуг)

Статья 149 Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Статья 150 Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Статья 151 Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации

Статья 152 Утратила силу

Статья 153 Налоговая база

Статья 154 Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Статья 155 Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав

Статья 156 Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

Статья 157 Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи

Статья 158 Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса

Статья 159 Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Статья 160 Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Статья 161 Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Статья 162 Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Статья 162.1 Особенности налогообложения при реорганизации организаций

Статья 162.2 Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Статья 163 Налоговый период

Статья 164 Налоговые ставки

Статья 165 Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

Статья 166 Порядок исчисления налога

Статья 167 Момент определения налоговой базы

Статья 168 Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

Статья 169 Счет-фактура

Статья 170 Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Статья 171 Налоговые вычеты

Статья 171.1 Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств

Статья 172 Порядок применения налоговых вычетов

Статья 173 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Статья 174 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Статья 174.1 Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации

Статья 175 Исключена

Статья 176 Порядок возмещения налога

Статья 176.1 Заявительный порядок возмещения налога

Статья 177 Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Статья 178 Утратила силу

Комментарии к главе 21 Налогового кодекса РФ — НДС (Налог на добавленную стоимость)

П. 1 ст. 226 НК РФ: можно ли избежать обязанности платить налог за физлицо?

В случае если гражданин получает доход от организации, именно ей придется вносить в бюджет НДФЛ. Данный тезис находит обоснование в письме Минфина от 28.12.12 № 03-04-05/10-1452 и в других более ранних разъяснениях министерских специалистов. Это утверждение действительно и в тех обстоятельствах, когда налоговый агент рассчитывается с физическим лицом в рамках заключенного соглашения гражданско-правового характера.

Существенные разногласия возникают лишь по поводу авансов, выдаваемых при заключении договоров гражданско-правового характера. Минфин в письме от 26.05.14 № 03-04-06/24982 безапелляционно утверждает, что даже при невыполненных в полном объеме работах в рамках гражданско-правовых соглашений подоходный налог следует удержать из выплачиваемых сумм и перевести его в бюджет. Мнение министерства нашло поддержку и отражение в вердиктах некоторых (немногочисленных) судов, что видно, например, из постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.10.13 по делу № А56-72251/2012.

Впрочем, имеются и решения судов с прямо противоположными результатами рассмотрения. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 14.11.11 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10 и вердиктах некоторых иных судов определено, что авансовые выплаты следует считать налогооблагаемым объектом лишь тогда, когда все обязательства по соглашению выполнены и работы завершены.

Статья 226 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Об этом шла речь на круглом столе, состоявшемся в Совете Федерации. В обсуждении принял участие  заместитель председателя Костромской областной Думы Иван Богданов. С  1995 года  региональные законодательные собрания  внесли в Госдуму около 7 тысяч законопроектов. Однако всего 540 стали федеральными законами. В последние годы процент успешных законопроектов увеличился. Большую роль в продвижении местных инициатив на федеральный уровень играет Совет законодателей. «Сегодня выстроена вертикаль законодательной власти на всех уровнях, начиная с муниципального и  заканчивая  федеральным,- прокомментировал заместитель председателя Костромской областной Думы Иван Богданов.- Для того, чтобы эта вертикаль работала в реализации тех проблем, которые существуют  на конкретной территории — в поселении, районе,  области, а в итоге всей стране, иногда нужно  изменение федеральных законов. Чтобы оперативнее решать эти вопросы мы регулярно собираемся и вырабатываем пути, чтобы система работала без сбоев. Например, есть инициативы, которые, пройдя первое чтение, буксуют, ставятся в очередь и затягиваются иногда на годы. Сейчас мы вносим предложение в регламенты Совета Федерации и Госдумы, чтобы установить конкретные сроки принятия таких инициатив. Еще одна проблема состоит в том, что любого отзыва – положительного или отрицательного  ждать очень долго. Мы предлагаем ввести механизмы, чтобы работа шла, как по конвейеру, чтобы мы могли взаимодействовать с федералами и эти трудности убирать. У Костромской области это неплохо получается. Наши инициативы проходят через Совет законодателей и попадают в «обойму»,  мы получаем заключение и видим их реализацию. Хотелось бы отметить наше сотрудничество с коллегами из Крыма. Они очень продуктивны и эффективны, и мы у них иногда что-то перенимаем, а иногда выступаем по поводу совместного продвижения законов. Наша задача – сделать так, чтобы процент законов, которые инициированы регионами, рос».

Сложности на практике

Некоторые проблемы возникают при определении лица, выступающего в качестве агента, при выплате авторского вознаграждения через организацию, управляющую на коллективной основе правами авторов. Сегодня в России работает несколько юрлиц, имеющих аккредитацию на ведение данной деятельности. Эти организации принимают от субъектов, использующих авторские права, денежные средства. Последние выступают в качестве вознаграждений. Минфин в одном из своих Писем пояснил, что юрлицо, использующее продукты интеллектуального труда, в отношении гонораров, перечисляемых правообладателям и авторам литературных произведений, выступают в статусе агентов. Соответственно, оно должно исполнять все обязанности, предусмотренные 23 главой Кодекса.

Последние материалы

Законодательная база российской федерации 5 фз в последней редакции

Государственной ДумойНастоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Глава I. О.

Гостехнадзор доверенность, образец Нужна ли доверенность на прохождение техосмотра

Как правильно оформить доверенность на представление интересов при проведении проверки компании или ИП в 2018 году. Соблюдайте 5 важных правил подготовки документа, чтобы представителя компании допустили к участию в проверке.
Когда контролирующие органы .

Разъяснение порядка исполнения решения суда образец Заявление о разъяснении исполнения решения суда образец

На стадии исполнения судебных актов может возникнуть необходимость подать заявление о разъяснении решения суда. Причем, такая возможность имеется у истца, ответчика, третьего лица, иных участвующих в деле лиц, а также судебного пристава-исполнителя в рамк.

Как оформить выход из ежегодного отпуска по инициативе работника?

Составление заявления о досрочном выходе из декретного отпуска становится отправной точкой для документального оформления момента, с которого бывшая декретница вновь приступит в своим должностным обязанностям.
В каких случаях пишется заявление
Под определ.

Исключения

Между тем, указанное выше правило распространяется не на всех субъектов. В пункте втором 226 статьи оговаривается, что источник доходов в ряде случаев не исполняет обязанностей агента. Самостоятельно отчислять НДФЛ должны:

  1. Лица в статусе индивидуальных предпринимателей — с поступлений от своей деятельности.
  2. Частнопрактикующие нотариусы и прочие аналогичные граждане — по доходам, извлеченным в процессе работы.

Также самостоятельно исполняют обязанности по исчислению, удержанию и направлению налога в бюджет физлица, получившие доходы:

  1. По соглашениям гражданско-правового типа, которые были оформлены с другим физлицом, не выступающим в статусе агента. К ним, например, можно отнести сделки о найме/аренде имущества.
  2. От источников, находящихся в других странах.
  3. От реализации материальных ценностей, находящихся в собственности у физлица.
  4. В форме выигрышей, выплаченных организаторами тотализаторов, лотерейных и прочих игр, основанных на риске.

Самостоятельно выплачивают НДФЛ и те граждане, с вознаграждений которых у агента не получилось произвести удержание и отчисление. Это, в частности, характерно для поступлений, полученных в неденежной форме. Все плательщики, указанные выше, должны по завершении периода передать в контрольный орган по адресу проживания декларацию.

Схема расчета, удержания и перечисления

НДФЛ по ставке 13% исчисляют нарастающим итогом от начала периода ежемесячно. Правило распространяется на все облагаемые по этому тарифу поступления. В законодательстве предусмотрены и другие ставки: 9, 30, 15, 35%. Расчет по этим тарифам осуществляется по каждой сумме поступлений, начисленной плательщику, в отдельности. При осуществлении расчетов не учитываются доходы, которые были получены от иных агентов

Соответственно, не принимаются во внимание исчисленные и удержанные с этих поступлений налоги. В расчете могут участвовать только фактически выплачиваемые денежные средства

Они могут перечисляться на счет плательщика или р/с третьих лиц (при наличии соответствующего поручения). При этом законодательство устанавливает ограничение по величине НДФЛ. Сумма налога не может быть больше половины дохода, выплаченного физлицу.

Комментарий к статье 226 УК РФ:

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 Налогового кодекса РФ):

  • российские организации;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • постоянные представительства в России иностранных организаций.

С 1 января 2007 года в Налоговом кодексе РФ расширено понятие налоговых агентов.

В новой редакции статьи 226 Налогового кодекса к налоговым агентам добавились нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

Из приведенного выше правила есть исключения. В пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

  • индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;
  • частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

  • по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);
  • от источников за пределами Российской Федерации;
  • от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
  • в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

П.3 ст.224 НК РФ

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.04.2011 № 77-ФЗ)

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.11.2011 № 305-ФЗ)

от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; (Абзац введен — Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ)

в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой компании о выплате дивидендов, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов. Налоговая ставка, указанная в настоящем абзаце, применяется по доходам, полученным до 1 января 2029 года, и при условии, что иностранные организации, в порядке редомициляции которых зарегистрированы такие компании, являлись публичными компаниями по состоянию на 1 января 2018 года. (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 490-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Заключение

С 1 января 2015 г. пункт второй ст. 226 НК начал действовать в редакции ФЗ № 368. В связи с изменениями, внесенными в статью 227.1, касающихся необходимости осуществлять уплату фиксированного аванса гражданами иностранных государств, работающими на территории России по найму у индивидуальных предпринимателей или в организациях (если для их въезда не требуется получение визы), общая сумма НДФЛ с прибыли плательщиков, которая подлежит удержанию агентами, должна быть уменьшена на величину этих, уже совершенных выплат. Кроме уже внесенных поправок в рассматриваемую норму, обсуждается еще несколько дополнений. В этой связи эксперты рекомендуют налоговым агентам регулярно просматривать обновления в законодательстве для своевременного принятия их к сведению и исполнения предписаний. Дополнительные разъяснения по конкретным вопросам, касающимся исчисления, удержания и выплаты НДФЛ, можно подучить непосредственно в территориальном подразделении ФНС. Своевременно полученная информация предотвратит нарушения налогового законодательства.

Заключение

Налоговый кодекс четко устанавливает обязанности, права и ответственность субъектов, обязанных производить расчет, удержание и перечисление налогов в бюджет. В нормативном акте жестко регламентируются сроки исполнения предписаний. Как правило, на предприятиях действует специальный отдел, ответственный за налоговый учет. Индивидуальные предприниматели обычно самостоятельно осуществляют расчеты, удержания и перечисления. Основные проблемы на практике связаны с ситуациями, когда агент по каким-то причинам не смог выполнить обязательство, установленное Кодексом. Во избежание привлечения к ответственности, он должен своевременно известить контрольный орган о сложившейся ситуации. При этом физлицо, с дохода которого не был исчислен, удержан и направлен в бюджет налог, обязан самостоятельно выполнить необходимые операции. В противном случае ему может вменяться ответственность за нарушение налоговых предписаний. Стоит сказать, что физлицам, с поступлений которых у агента не получилось перечислить НДФЛ, уведолмления о задолженности обычно не отправляются. В этой связи гражданам приходится самостоятельно контролировать ситуацию. Проблемы могут возникать и при получении субъектом дохода в неденежной форме. Как указывает НК, а также Письмо Минфина, исчисление и удержание в таких ситуациях производятся с других поступлений лица, выраженных деньгами. Однако агент должен помнить об ограничении по размеру отчисляемой в бюджет суммы.

Адвокат в киеве

Заключение

В Кодексе предусмотрены правила определения, удержания и отчисления НДФЛ. Расчет налога по ставке 13 % производят нарастающим итогом. Исчисление осуществляется с начала периода по окончании каждого месяца со всех доходов, попадающих под обложение. В законе также предусматриваются ставки в 30, 9, 15 и 35 %. Налоги по ним рассчитываются отдельно по каждой величине дохода. Удержание допускается осуществлять только из денежных средств, фактически выплаченных субъекту. При этом в расчет не принимают доходы, поступившие плательщику от иных источников. Соответственно, при исчислении не учитываются удержанные иными субъектами налоги. Излишне списанные суммы подлежат возврату агентом плательщику по его заявлению. Оно составляется в письменной форме. Не удержанные или списанные частично налоги взыскиваются агентами с физлиц до полного погашения исчисленной суммы. Сроки для осуществления перечислений предусматриваются в пункте шесть 226-й статьи НК.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации