Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Трудовой кодекс российской федерации

Социальное партнерство как категория рыночного общества

Важность социального партнерства в сфере труда

Рыночное общество, в котором живем, строится по принципам свободного выбора в производственном процессе с опорой на личные интересы, которые в современной жизни являются главным побудителем и двигателем в экономике.

Коммерция, бизнес, разнообразные формы и виды собственности на совокупность средств и предметов труда, рыночное образование цен, отношения между хозяйствующими субъектами на основе договоров и незначительное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность – характерные особенности нынешнего общественного устройства.

В организациях, на предприятиях, компаниях социальные и трудовые отношения регулируются правовым документом под названием коллективный договор, который разрабатывается и заключается представителями работодателей и работников.

Сотрудничество, контакты бизнеса и общества – ответ на вопрос, что такое социальное партнерство. Здесь имеется в виду тот факт, что для предпринимательского сообщества кроме получения прибыли существует человеческий показатель, что учитывается степень влияния хозяйственной деятельности на тружеников, градоформирующее значение предприятий и социальная значимость ассоциации вообще.

Установился порядок деятельности соцпартнерства:

  • каждая группа-участница наделена равными правами на инициативу переговорных процессов;
  • в момент общения учитываются выгоды обеих сторон, проявляется почтительность ко всем участникам;
  • по установке законодательства страны-участники переговоров, учитывая заинтересованный подход к договорным отношениям, могут решать ряд существенных проблем;
  • для продвижения и упрочения партнерства как демократических основ созданы организующие ячейки, способствующие урегулированию общественных и трудовых связей;
  • участники должны соблюдать ТК РФ и другие документы, подписывая публичный договор, должны исполнять его условия;
  • представители партнерства компетентны в вопросах, подтвержденных протоколом собрания работников и приказом со стороны работодателя;
  • законодательством РФ дается возможность обеим сторонам самим избирать проблемные темы для разрешения;
  • обязательства принимаются участниками партнерства добровольно без давления и шантажа;
  • взятые обязанности должны быть реально исполнимыми и в обязательном порядке выполняться;
  • органами надзора осуществляется контроль претворения в жизнь утвержденных коллективных документов;
  • стороны и их представители несут административную ответственность за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство рассматривается как согласование экономики и социального курса (в частности, доходов и налогообложения) между руководством, бизнесом и профсоюзами.

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям

Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс:                             К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся:.. Читайте статью в К+.

Представители стороны работодателей

Сторона работодателя чаще всего представляется:

  • руководителем (директором) компании;
  • предпринимателем (ИП);
  • уполномоченным представителем нанимателя.

Законодательством не запрещено исполнение обязанностей стороны работодателя уполномоченным лицом, при этом окончательный вердикт будет принимать сам руководитель компании. Тем уполномоченным лицам, кто участвует в системе социального партнерства необходимо четко знать законодательные положения, регламентирующие порядок ведения переговоров по вопросам социального партнерства. Сторона работодателя как никто заинтересована в мирном урегулировании возникающих конфликтов, ведь от стабильности в трудовом коллективе зависит производительность труда, и, соответственно, рост прибыли.

Если социально-трудовые конфликты невозможно разрешить внутренними коллективными переговорами, тогда проблема выносится на более высокий уровень. Полномочия стороны работодателя передаются сообществу предпринимателей, при этом допустимо отсутствие прямого участия руководителя компании в этом сообществе.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям».

Понятие занятости. Круг лиц, считающихся занятыми.

Закон РФ от
19.04.1991 «О занятости населения в РФ»

Занятость
— это деятельность граждан, связанная
с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая
законодательству РФ и приносящая, как
правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит
исключительное право распоряжаться
своими способностями к производительному,
творческому труду. Принуждение к труду
в какой-либо форме не допускается, если
иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан
не может служить основанием для
привлечения их к административной и
иной ответственности.

Занятыми считаются
граждане:

1) работающие по
трудовому договору, в том числе выполняющие
работу за вознаграждение на условиях
полного либо неполного рабочего времени,
а также имеющие иную оплачиваемую
работу, включая сезонные, временные
работы, за исключением общественных
работ (кроме граждан, участвующих в
общественных работах);

2) зарегистрированные
в установленном порядке в качестве ИП,
а также нотариусы, занимающиеся частной
практикой, адвокаты, учредившие
адвокатские кабинеты, и иные лица, чья
профессиональная деятельность в
соответствии с ФЗ подлежит государственной
регистрации и (или) лицензированию;

3) занятые в подсобных
промыслах и реализующие продукцию по
договорам;

4) выполняющие
работы по договорам гражданско-правового
характера, предметами которых являются
выполнение работ и оказание услуг,
авторским договорам, а также являющиеся
членами производственных кооперативов;

5) избранные,
назначенные или утвержденные на
оплачиваемую должность;

6) проходящие
военную службу, альтернативную гражданскую
службу, а также службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы;

7) проходящие очный
курс обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального,
среднего и высшего профессионального
образования и других образовательных
учреждениях, включая обучение по
направлению государственной службы
занятости населения;

8) временно
отсутствующие на рабочем месте в связи
с нетрудоспособностью, отпуском,
переподготовкой, повышением квалификации,
приостановкой производства, вызванной
забастовкой, призывом на военные сборы,
привлечением к мероприятиям, связанным
с подготовкой к военной службе
(альтернативной гражданской), исполнением
других государственных обязанностей
или иными уважительными причинами;

9) являющиеся
учредителями (участниками) организаций,
за исключением учредителей общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов,
ассоциаций и союзов, которые не имеют
имущественных прав в отношении этих
организаций;

10) являющиеся
членами крестьянского (фермерского)
хозяйства.

Представители работников и работодателей

Профсоюзы
как представители работников:

Ст.
11 ФЗ о профсоюзах:
Профсоюзы,
их объединения (ассоциации), первичные
профсоюзные организации и их органы
представляют и защищают права и интересы
членов профсоюзов по вопросам
индивидуальных трудовых и связанных с
трудом отношений, а в области коллективных
прав и интересов — указанные права и
интересы работников независимо от
членства в профсоюзах в случае наделения
их полномочиями на представительство.

Ст.
13 ФЗ о профсоюзах
:

1.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации),
первичные профсоюзные организации и
их органы имеют право на ведение
коллективных переговоров, заключение
соглашений и коллективных договоров
от имени работников. Запрещается ведение
переговоров и заключение соглашений и
коллективных договоров от имени
работников лицами, представляющими
работодателя;

2.
Первичные профсоюзные организации,
профсоюзы, их объединения (ассоциации)
вправе осуществлять профсоюзный контроль
за выполнением коллективных договоров,
соглашений.

Объединения
работодателей как представители
работодателей:

Ст.
13 ФЗ об объединениях работодателей:

1.
Объединение работодателей имеет право
выступать с инициативой проведения
коллективных переговоров по подготовке,
заключению и изменению соглашений;

2.
Объединение работодателей имеет право
наделять своих представителей полномочиями
на ведение коллективных переговоров
по подготовке, заключению и изменению
соглашений, участвовать в формировании
и деятельности соответствующих комиссий
по регулированию социально-трудовых
отношений, примирительных комиссиях,
трудовом арбитраже по рассмотрению и
разрешению коллективных трудовых
споров;

3.
Объединение
работодателей имеет право получать от
профессиональных союзов и их объединений,
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления
имеющуюся у
них информацию по социально-трудовым
вопросам, необходимую для ведения
коллективных переговоров в целях
подготовки, заключения и изменения
соглашений, контроля за их выполнением;

Ст.
14 ФЗ об объединениях работодателей:

Объединение
работодателей обязано: вести в порядке,
установленном ФЗ, коллективные переговоры,
заключать на согласованных условиях
соглашения с профессиональными союзами
и их объединениями.

Примеры
объединений работодателей:

1.
Общероссийское
отраслевое объединение работодателей электроэнергетики;

2.
Объединение предпринимательских
организаций работодателей малого
и среднего бизнеса;

3.
Общероссийское объединение работодателей нефтяной
и газовой промышленности;

4.
Объединение работодателей «Союз
строителей Ивановской области»;

5.
Общероссийское
отраслевое объединение работодателей «Ассоциация металлургов
России»;

6.
Федеральная палата энергосбережения,
энергоэффективности и энергобезопасности.

Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей

Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).

На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.

О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.

Функции социального партнерства

Комплексы методов социально-партнерского управления целенаправленно влияют на общество, группу, коллектив. При помощи этих методов обеспечивается реализация следующих основных функций партнерского управления:

  1. организующей (формы организации взаимодействия групп в обществе);
  2. мобилизующей, солидаризуючои (благодаря чему достигаются большая сплоченность как отдельной территориальной общины, так и общества в целом);
  3. социально-психологической (инструмента управления социальным настроением, регулирования конфликтов и т.п.);
  4. мотивирующей и стимулирующей (что способствует более активному участию граждан в государственном управлении и местном самоуправлении)
  5. социально-творческой (как организующей формы для социального творчества социальных групп).

25.Принципы социального партнёрства. Их характеристика.

Трудовой
кодекс РФ закрепил в ст.24 основные
принципы социального партнёрства. Они
являются внутриотраслевыми.

1.Основным
принципом социального партнёрства
признаётся равноправие
сторон
.

2.Принцип
уважения и учёта интересов сторон.

Конвенция МОТ №98 «О применении принципов
права на организацию и на ведение
коллективных переговоров» закрепляет
принцип добровольности переговоров,
что предполагает создание возможности
свободно и самостоятельно определить
круг обсуждаемых вопросов и содержание
коллективного договора, соглашения.

3.Заинтересованноть
сторон в участии в договорных отношениях.

Именно взаимная заинтересованность
сторон позволяет сторонам достичь
компромисса и урегулировать взаимные
интересы.

4.Содействие
государства в укреплении и развитии
социального партнёрства на демократической
основе.
Это
является одним из принципов и условий
более широкого использования
социально-партнёрских отношений для
формирования социальной и экономической
политики государства.

5.Соблюдение
сторонами и их представителями трудового
законодательства

и иных нормативно-правовых актов,
содержащих нормы трудового права.
Социальные партнёры должны соблюдать
нормы и правила ведения коллективных
переговоров, определения содержания
коллективных договоров и соглашений.

6.Полномочность
представителей сторон.

Полномочность представителей сторон
обеспечивается соблюдением порядка,
установленного для определения
представителей и для наделения их
соответствующими правами и обязанностями
(полномочиями) (ст.29-34 ТК РФ).

7.Свобода
выбора при обсуждении вопросов,
входящих
в сферу труда. Согласно Конвенции МОТ
№98 «О праве на организацию и на ведение
коллективных переговоров» каждая из
сторон свободна в выборе круга вопросов,
относящихся к сфере труда, которые
требуют обоюдного обсуждения и решения.

8.Добровольность
принятия сторонами на себя обязательств.
Каждая
сторона добровольно, а не под каким-либо
давлением извне принимает на себя
обязательства по коллективному договору
или соглашению, т.е. стороны договариваются
путём консенсуса о принятии обязательств.

9.Реальность
обязательств, принимаемых на себя
сторонами.

Этот принцип играет большую роль в
эффективности действия коллективного
договора и соглашения. Реализация этого
принципа требует обоснованной аргументации
предлагаемых условий, выдвигаемых
каждой стороной социального партнёрства.
Поэтому принятые по соглашению
обязательства не должны быть пустыми
обещаниями, их выполнение должно реально
обеспечиваться.

10.Обязательность
выполнения коллективных договоров,
соглашений.
Этот
принцип означает признание сторонами
социального партнёрства юридических
последствий заключения коллективных
договоров и соглашений. В соответствии
со ст.40 и 45 ТК РФ коллективные договоры
и соглашения представляют собой правовые
акты, которые входят в систему актов,
регулирующих трудовые отношения и иные
непосредственно связанные с ними
отношения. Следовательно, они обладают
юридической силой, обязательны к
исполнению. За неисполнение коллективного
договора и соглашения предусмотрена
юридическая ответственность.

11.Контроль
за выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений.

Выполнению
коллективных договоров, соглашений
способствует контроль, осуществляемый
полномочными на то органами (ст.51 ТК
РФ). Данный контроль необходим для
своевременного выявления и устранения
причин, по которым обязательства,
включённые в коллективный договор,
соглашение, не выполняются. В связи с
этим каждая сторона проверяет выполнение
обязательств другой стороной. Статья
51 ТК РФ наделяет органы контроля правом
принимать необходимые меры к обеспечению
выполнения коллективного договора,
соглашения.

12.Ответственность
сторон, их представителей за невыполнение
по их вине коллективных договоров,
соглашений.

Законодательством предусмотрена
ответственность сторон и их представителей
за неисполнение по их вине коллективных
договоров, соглашений, а также нарушение
нормативных правовых актов, регламентирующих
коллективно-договорную работу (ст.54, 55
ТК РФ, ст.5.28 — 5.31 КоАП РФ).

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство

Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Коллективные договоры

Коллективный договор: основная форма социального партнерства

Основной формой взаимодействия сторон является правовой документ, который регулирует социально-трудовые связи индивидуумов в определенном объединении. Составление деловой бумаги начинается с переговоров.

Подготовкой, заключительной частью или при необходимости изменением коллективного документа занимаются представители сторон. Они выступают инициаторами переговоров, о начале которых участникам действия сообщается письменно.

В коллективное соглашение можно вносить дополнительные правила относительно положения трудового Кодекса РФ о взаимных действиях работодателя и работников. Но этот документ не должен направляться на ухудшение трудовых и социальных условий тружеников (ст. 41 ТК РФ). Нововведения могут касаться:

  1. Дополнительных оплачиваемых дней отдыха.
  2. Повышенных размеров материальных пособий.
  3. Мотивационных гарантий по организации обучения работников.
  4. Обязательства работодателя по частичной или полной оплате питания работающих кадров.
  5. Привилегированной оплаты проезда работника к месту оплачиваемого отпуска.

Волеизъявлением сторон решаются многие внутренние организационные вопросы без оформления колдоговора. Стороны переговоров самостоятельно определяют цели и круг решаемых вопросов, от этого зависит объем документа, его содержание и форма, количество приложений.

Чаще всего в коллективное соглашение вносятся положения:

  • о системе оплаты труда и параметрах, определяющих ее;
  • о возможности осуществления дополнительных компенсационных выплат и пособий;
  • о вероятности индексации оплаты труда относительно роста уровня инфляции;
  • о систематизации премирования;
  • системно-деятельный подход к профессиональному обучению и материальной помощи при организации этих процессов;
  • о порядке чередования труда и отдыха, предоставления дополнительных оплачиваемых дней отдыха и их длительности;
  • о включении мероприятий, несущих дополнительное влияние на систему сохранения жизни и здоровья сотрудников;
  • о льготах относительно питания, использования транспортных средств предприятия, возможности проведения отпуска (дополнительный, перенос по срокам использования и др.);
  • о рассмотрении гарантий относительно интересов работников и членов их семейства;
  • о рассмотрении конкретных условий, при исполнении которых работники гарантируют отказ от организации забастовок;
  • о контролирующей системе исполнения колдоговора, об ответственности сторон за неисполнение договора, об условиях деятельности представителей работников, о порядке занесения изменений в договор и информирования о них членов коллектива;
  • о других нюансах, определенных сторонами переговоров.

Государство: участник или внешний наблюдатель?

Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:

  • создать законодательную базу для соцпартнерства;
  • обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
  • создать систему страхования специалистов.

Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации