Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Предоставление налоговых льгот гражданам россии

Как распределяются льготные преимущества?

Разным категориям граждан, полагаются разные привилегии по налоговой льготе.

Для ветеранов

На государственном уровне для Героев РФ и СССР, ветеранов боевых действий, ВОВ существуют нижеперечисленные льготные налогообложения федерального уровня:

  • Освобождение от налога на имущество;
  • Стандартный вычет;
  • Особые условия по налогообложению на земельные участки. Не уплачивается налоговый сбор с земли меньше шестисот квадратных метров. При наличии участка, превышающего упомяну площадь, средства взымаются согласно стандартных ставок;
  • Скидки на транспортные налоги. Такие преимущества предоставляют региональные органы власти. Зависимо от гражданина, осуществляется полная, или частична отмена налогообложения.

Для людей с инвалидностью

Если у человека есть официальная присвоенная группа недееспособности, то он может пользоваться следующими поблажками:

  • Освобождение от налога на имущества (исключительно для инвалидов перовой и второй групп, при инвалидности с детства);
  • Льготные предложения по земельному налогу, такие же как и для ветеранов;
  • Налоговый вычет, производимый каждый месяц, в размере трех тысяч рубелей;
  • Частичное освобождение от налога на автотранспорт.

Для пенсионеров

Для граждан, имеющих официальный статус пенсионеров, предполагаются следующие преимущества:

  • Освобождение имущественного налогообложения;
  • Льготы на участки земли, на вышеупомянутых условиях;
  • Льготные условия транспортного обложения;
  • Вычет при приобретении жилплощади. Пенсионеры, имеющие дополнительный источник прибыли, помимо пенсионных выплат, могут перенести остаток вычета на имущества на три года, которые предшествуют подаваемому заявлению. Вычет предоставляется только при условии оплаты НДФЛ за все предшествующие года. Данное право зафиксировано в НК РФ.

Для многодетных семей

Преимущества в налоговой сфере предоставляются только тем семействам, которые имеют троих и более детей, родных, или усыновленных.

Таким семьям предоставляется официальный статус многодетных, и выделяются следующие льготные преимущества:

  • Налоговый вычет на детей. Выплата составляет тысячу четыреста рублей за первого и второго ребенка, а также три тысячи рубелей – третьего и более. При наличии у гражданина трёх и более детей, его освобождают от пяти тысяч восьмисот рублей. С оставшейся суммы производят сбор в размере тринадцати процентов;
  • Послабление транспортного налога. Предоставляется на региональном уровне. В столице оформляется полное освобождение от налога. Важную роль играет мощность автотранспорта и его разновидность;
  • Особые условия земельного налога. Предоставляется на региональном уровне, и могут частично, или полностью убирать выплату по данному налогообложению;
  • Льготные преимущества при организации фермерства. Оформляется освобождение от налога на землю на определенный срок, а также уменьшается ставка сбора в дальнейшем.


Преимущества в налоговой сфере предоставляются только тем семействам, которые имеют троих и более детей, родных, или усыновленных.

Уровни применения налоговых льгот

Любые льготы различаются по уровню действия. В зависимости от объекта налогообложения все льготы действуют в отношении федеральных налогов, налогов субъектов федерации и местного самоуправления.

ФедеральныеРегиональныеМестные
Устанавливаются на федеральном уровне и распространяют свое действие на всей территории России. Ставка каждого из налогов определяется законодательным органом, ставки по налогам в области природных ресурсов — компетенция правительства РФПри распределении денежных средств используются средства бюджета субъекта РФ. Льготы устанавливаются на региональном уровне. Для утверждения ставок исполнительный орган субъекта вправе самостоятельно принимать решение без согласования с федерациейУстанавливаются властями МСУ и действуют только на территории муниципалитета, в котором расположено имущество плательщика

Какими бывают налоговые льготы?

Льготы позволяют:

  • Снизить объем налогов;
  • Отсрочить обязательный платеж;
  • Получить рассрочку на платеж.

Существуют разные формы налоговых льгот:

  • налоговые вычеты,
  • пониженные ставки налогов,
  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц,
  • уменьшения суммы налога к уплате. Так владельцы грузовых автомобилей могут уменьшить сумму транспортного налога.

Налоговые льготы иногда заключаются в полном освобождении от определенных видов налогообложения:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, людям с инвалидностью).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей.
  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Существуют и особые виды налоговых льгот  — это вычеты.

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ; Человек, который приобрел недвижимость на собственные средства может обратиться на следующий год после покупки за налоговым вычетом.
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Информацию о налоговых льготах лучше уточнять в соответствующих государственных органах, так как некоторые из них могут появиться или, наоборот, утратить актуальность. Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Подробности

Физлица

Льготы для физических лиц

Налоговые преимущества для физических лиц включают в себя:

  1. Освобождение от уплаты налогов полностью.
  2. Освобождение от уплаты налогов частичное, которое производится способом неудержания налогов.

Полное освобождение

Некоторые виды доходов не подлежат налоговым вычетам. К ним относятся:

  1. Разнообразные пособия от государства, к примеру по безработице.
  1. Пенсии и другие накопления из пенсионных средств.
  2. Средства на оплату жилья, где живет человек, или коммунальных услуг в этом жилье.
  3. Компенсации различных финансовых издержек, полученных работником организации при исполнении обязанностей.
  4. Вознаграждения за предоставление официальной оплачиваемой помощи.
  5. Алименты.
  6. Пособие, которые выплачивается не больше одного года и составляет сумму в 50000 рублей, которое выплачивается работнику за рождение ребенка.
  7. Чистая прибыль, полученная от продажи недвижимости, которой человек владел более трех лет.
  8. Капиталы для многодетных семей.
  9. Выплаты из бюджета, которые предоставляются государством на покупку или строительство жилья.

Частичное освобождение

В законе о льготном налогообложении сказано, что доходы граждан России облагаются налогом со ставкой в 13 процентов. Сократить ее может любой гражданин, если воспользуется помощью налоговых вычетов.

В РФ законодательством прописаны три вида удержания налогов:

  1. Стандартные вычеты.
  2. Социальные вычеты.
  3. Имущественные вычеты.

Стандартные вычеты

Такие льготы в льготный период положены определенным гражданам и детям до 14 лет. Физические лица могут платить меньше за счет данных налоговых удержаний, но они действуют, только если человек является:

— инвалидом;

— участников военных действий;

— ветераном Великой Отечественной войны;

— Героем РФ;

— пострадавшим при крупных авариях типа Чернобыльской АЭС.

Размер вычета составляет 3000 рублей в месяц.

СПРАВКА! Если физическое лицо имеет право одновременно применить разные виды льгот, то итоговая сумма вычета будет равна максимально принятой сумме.

Социальные вычеты

Величина социальных вычетов эквивалентна величине затрат, понесенных налогоплательщиком, но она не может составлять более 120 тысяч в год.

Имущественные вычеты

Такие предусмотрены для следующих случаев:

  1. Продажа недвижимости (земли, домов, квартир).

ВАЖНО! Гражданин должен иметь эту недвижимость в собственности не меньше трех лет для того, чтобы продать ее

  1. Продажи другого имущества, которым человек обладает меньше трех лет. Максимум сумма может составлять 250000 рублей в год.
  2. Продажа части или доли, которая взыскивается с основного капитала организации.
  3. Изъятие для муниципального или государственного применения налогоплательщика недвижимости. Здесь размер налогового вычета соответствует цене, заявленной в ходе осуществления выкупа.
  4. Покупка всего жилья или доли от него, а также земли для застройки. В таком случае не может быть удержано более двух миллионов рублей.
  5. Выплата процентов, предусмотренных займом на покупку или строительство недвижимости или рефинансирование займов. Эта выплата положена всего один раз на приобретение недвижимости.

СПРАВКА! Недвижимость или транспорт, необходимые предприятию для работы, не подлежат льготному налогообложению.

Объекты, которые подлежат льготам в производстве

Получение льгот для организаций предусмотрено только тем гражданам, работа предприятий которых обладает неоспоримой общественной значимостью. Обычно для этих предприятий определены очень серьезные требования, при выполнении которых можно получить льготы по выплатам.

Юрлица

Преференции для юридических лиц

Предприятия имеют право рассчитывать на получение льготы по налогам в случаях, когда с их стороны происходит оплата:

— налога на полученную прибыль во время работы;

— налога на имущество, находящееся у предприятия;

— НДС.

Освобождение от налога на прибыль

Организации могут не платить налог на прибыль в исключительных случаях:

— если штат фирмы больше чем наполовину состоит из инвалидов, которые осуществляют рабочую деятельность;

— если это юридическое лицо было создано на вложениях от определенных обществ и числится как их официальная недвижимость.

Имущественный налог

Обзор документа

В соответствии с Законом о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП — это деятельность госорганов и организаций, осуществляемая в соответствии с госпрограммами (муниципальными программами), а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

В указанных программах (подпрограммах) отражены меры, виды и формы поддержки субъектов МСП, а также условия ее оказания. Таким образом, в случае намерения органа власти предоставить преференцию, регламентированную Законом о защите конкуренции, предоставление такой преференции должно быть предусмотрено в программе (подпрограмме). В этом случае не требуется согласования с антимонопольным органом. Следовательно, заявления о даче согласия на предоставление преференций в указанный орган не направляются.

В остальных случаях (при отсутствии соответствующих госпрограмм (муниципальных программ) преференции могут предоставляться с предварительного согласия антимонопольного органа путем подачи соответствующего заявления.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Принципы налогообложения

Экономические
принципы налогообложения представляют
собой сущностные, базисные положения,
касающиеся целесообразности и оценки
налогов как экономического явления.
Впервые они были сформулированы в 1776 г
Адамом Смитом в работе «Исследование
о природе и причинах богатства народов».
А. Смит выделил
пять принципов

налогообложения, названных позднее
«Декларацией прав плательщика»:

1.
Принцип
хозяйственной независимости и свободы

налогоплательщика, основанный на праве
частной собственности (все остальные
принципы, как считал А. Смит, занимают
подчиненное данному принципу положение).

2.
Принцип
справедливости,

заключающийся в равной обязанности
граждан платить налоги соразмерно своим
доходам.

3.
Принцип
определенности,

из которого следует что сумма, способ
и время платежа должны быть заранее
известны налогоплательщику.

4.
Принцип
удобности,

согласно которому налог должен взиматься
в такое время и таким способом, которые
представляют наибольшие удобства для
плательщика.

5.
Принцип
экономии,

в соответствии с которым издержки по
взиманию налога должны быть меньше, чем
сами налоговые поступления.

В
настоящее время реально воплощены на
практике четыре следующих экономических
принципа налогообложения: справедливости,
соразмерности, максимального учета
интересов и возможностей налогоплательщиков
и экономичности (эффективности).

Каждый
из указанных принципов нуждается в
отдельном рассмотрении.

Согласно
принципу справедливости каждый подданный
государства обязан принимать участие
в финансировании расходов государства
соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип
соразмерности заключается в соотношении
наполняемости бюджета и неблагоприятных
для налогоплательщика последствий
налогообложения. Данный принцип можно
также сформулировать как принцип
экономической сбалансированности
интересов налогоплательщика и
государственного бюджета.

Принцип
максимального учета интересов и
возможностей налогоплательщиков
является одним из важнейших экономических
положений, известных в России еще с
начала XIX
в. В соответствии с данным принципом
налогообложение должно характеризоваться
определенностью и удобством для
налогоплательщика. Другими проявлениями
этого принципа являются информированность
налогоплательщика (обо всех изменениях
налогового законодательства
налогоплательщик должен быть
проинформирован заранее) и простота
исчисления и уплаты налога.

Принцип
экономичности называют также принципом
эффективности, так как по сути он
означает, что суммы сборов по каждому
отдельному налогу должны превышать
затраты на его сбор и обслуживание.

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). 

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации