Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Школа молодого педагога материал

Гимназия №1543

В апреле мэр Собянин лично поздравил на своем сайте обаятельную блондинку из 11-го «В» Лизу Неустроеву – она получила золотую медаль на Европейской математической олимпиаде для девушек из пятидесяти трех стран. Финальный тур продолжительностью четыре с половиной часа проходил не в Амстердаме, а в онлайне, зато организаторы устроили для Лизы видеотур по полям с тюльпанами. Впрочем, чтобы попасть в пятый класс этой школы (раньше сюда не берут), нужно не только иметь высокоточный склад ума, но и быть высокодуховным человеком. В обновленном летнем списке литературы для поступающих – «Час воли Божьей» Лескова и «Прекрасная баллада милосердия» Чаттертона. Все это не мешает ученикам годами ломать голову над тем, по какому принципу работает школьный вайфай: в век тотальной диджитализации он не загружает ничего тяжелее калькулятора в «Гугле». Зато с января 2020-го здесь начали сортировать мусор: за тем, чтобы шпаргалки выбрасывали в синий контейнер, а пакеты для завтраков – в серый, следит каждый классный руководитель.

Идеи для роста

В этом году клуб также продолжает свою работу. В очередном заседании участвовали 44 молодых педагога из 40 городов и районов Челябинской области.

«Молодые специалисты – это люди, которые не хотят просто существовать, это люди, которые хотят развиваться, расти и делать что–то для себя и других. Поэтому Клуб молодых педагогов в помощь тем, кто только начинает свой педагогический путь. Это очень хорошо, что в нашей области думают о молодом поколении. И молодые учителя покажут себя с хорошей стороны. Большое спасибо организаторам Клуба молодых педагогов», – поделилась мнением Екатерина Овчинникова, педагог МОУ Сурменевская СОШ города Верхнеуральска.

Справка

Федерация профсоюзов Челябинской области – самая массовая и сплоченная общественная организация. Она объединяет 20 членских организаций, первичные профорганизации и насчитывает около 700 тысяч членов профсоюзов.

По предложению Овчинниковой, для эффективной работы клуб должен:

– отслеживать результаты работы молодого педагога;

– организовывать обмен опытом с молодыми специалистами региона;

– формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании.

«Необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием Я – концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию», – присоединился к предложениям по работе клуба Илья Хайбуллин, МБОУ СОШ № 40 города Сатки.

Также с идеями выступила Анна Огурцова, учитель Кыштымской школы. Педагог предложил проводить семинары по вопросам подготовки детей к олимпиадам, освоения правовой грамотности и работы в детских лагерях.

«Клуб молодых педагогов» необходим для молодых и «очень молодых» сотрудников сферы образования. В наше время мы чаще обращаемся к интернету, забывая, что рядом есть надежное плечо товарища, который поможет в трудную минуту. Живое общение и поддержка для каждого члена профсоюза – немаловажная функция клуба», – считает Татьяна Картункова, заведующая структурным подразделением, председатель профсоюзной организации Центра развития творчества детей и юношества «ПОБЕДА».

Заседание открыл председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Юрий Конников. 

По мнению Картунковой, «Клуб молодых педагогов» даст возможность реализовывать новые проекты среди молодежи, а также будет помогать в решении различных вопросов профессионального характера, защищать права молодых педагогов региона и не только.

Еще много интересных идей поступило на электронную почту профсоюза. Многих заинтересовала работа Клуба молодых педагогов, и они готовы принимать активное участие в развитии сообщества.

Выплаты

Молодой специалист вправе получить следующие виды выплат.

Единовременная выплата. Например, такие профессии, как воспитатель и учитель каждый месяц получают надбавку к заработной плате на протяжении трех лет со дня вступления в должность.

В данном аспекте есть одно условие: в том случае, если молодой специалист увольняется с места работы по личному желанию, то он обязан выплатить все надбавки, которые ему предоставлялись. Также выплата может быть выполнена другим образом – по окончанию срока действия трудового договора.

Подъемные выплаты. Данные виды выплат вступили в силу с 2012 года специалистам, которые окончили высшие и средние учебные заведения.

Социальные льготы молодым специалистам

В каждом регионе предусмотрены свои льготы для молодых специалистов. Уточнить информацию можно на официальных порталах органов власти.

Как правило, поддержка молодых педагогов предусматривается в следующих формах:

  • подъемные выплаты;
  • льготы при оформлении ипотеки;
  • помощь в обеспечении жильем.

Подъемные

Подъемные выплаты — это денежная помощь молодым учителям, которые идут работать в школу в течение первого года после него. Важным критерием является трудоустройство в государственное образовательное учреждение. Работникам частных школ подъемные выплаты не полагаются.

Точная сумма зависит от региона. Как правило, в сельской местности она выше, чем в городе. Это должно стимулировать выпускников трудоустраиваться именно в сельские школы. Уточнить размер подъемных можно в местной администрации.

Отчитываться за то, куда были потрачены эти средства, не нужно.

Так, например в Москве при поступлении на работу молодой педагог получает единовременную выплату в размере 20 000 рублей, 50% льготу на проездной билет любым наземным видом общественного транспорта, а также надбавка к заработной плате в течении первых трех лет работы 40-50%, в зависимости от того, с каким дипломом специалист окончил учебное заведение. (Постановление Правительства Москвы 172-ПП от 23.03.2004 г).

В Санкт-Петербурге молодой специалист при трудоустройстве получает единовременную выплату в размере от 6 до 8 базовых единиц, размер которых устанавливается ежегодно. Так же они могут рассчитывать на Компенсацию затрат на проезд любым видом транспорта в размере 50% и возможность получить образование в сфере управления (закон Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки… » от 09.11.2011).

Ипотека

На федеральном уровне не предусмотрено субсидирование молодых работников сферы образования,подобных кредитных продуктов нет и у банков. Льготная ипотека возможна лишь в рамках её субсидирования регионами.

В каждом субъект РФ существуют свои особенности предоставления материальной поддержки молодым учителям. Власти региональных бюджетов самостоятельно определяют размеры субсидий, механизм их предоставления и требования к участникам программы на получение помощи.

К примеру, в Москве действует программа социальной ипотеки, разработанная специально для молодых специалистов системы образования и здравоохранения. Первый взнос в рамках программы за квартиру или дом в размере 50% от стоимости вносит Правительство региона. Сумма основного долга по ипотеке также субсидируется за счет регионального бюджета. Специалист будет оплачивать за свой счет только начисленные проценты.

Обеспечение жильем

Ряд регионов готов помочь молодым специалистам-учителям и в обеспечении их жильем. Чаще всего дом или служебная квартира предоставляются в сельской местности. До тех пор, пока учитель трудится на своей должности, он имеет право ей пользоваться.

Иногда такое жилье предоставляется с правом последующего его выкупа по льготной цене.

В городе иногородний специалист получит место в общежитии, которое может занимать пока работает по специальности. Ряд регионов предлагает начинающим педагогам ссуды и субсидии на покупку квартиры или земельного участка под ИЖС, а также приобретение жилья из муниципального фонда. Цена на такое жилье существенно ниже рыночной.

Закон разрешает регионам самим устанавливать и реализовывать программы социальной помощи молодым специалистам.

К примеру, в Ростовской области Южный федеральный университет стал летом 2019 г. площадкой для нового соцпроекта, который впервые реализуется совместно с управлением образования г. Ростова-на-Дону. В донской столице молодые специалисты-педагоги отныне смогут претендовать на служебное жилье и право на льготную ипотеку.

The British International School

С апреля школа отменила вступительный взнос в размере €3000 и сделала тридцатипятипроцентную скидку для тех, кто в ней уже учится. После этого родителей, само собой, попросили оставить отзывы на сайте. Экс-гендиректор «Вымпелкома» Василь Лацанич сообщил, что его сын Игорь после шести классов в BIS поступил «в одну из лучших prep school Великобритании». Певец Рома Жуков с женой, директором конкурса красоты «Мисс Подмосковье» Ольгой Илларионовой благодарили BIS за индивидуальный подход к их десятилетней дочери Анжелике. Гендиректор выставочной компании «Мессе Франкфурт РУС» Ойген Аллес говорил спасибо гендиректору BIS Татьяне Константиновне Ануфриевой за то, что его дочь Джозефина съездила в свой родной Франкфурт вместе с классом, «увидела его совсем с другой стороны» и «вернулась в приподнятом настроении».

СКОЛЬКО €21 000/год.

ФГОС против ЕГЭ

Сама система новых стандартов мне нравится, но есть определённые противоречия в том, как она реализуется.

Принцип современного образования в том, что необходимо уделять внимание личности каждого ребёнка. Знать его потребности, его мотивацию

Но если в классе 25-30 человек, это физически невозможно. Банальный математический расчёт: урок идёт 45 минут, в классе 25 человек, это около двух минут на человека. Поэтому первое противоречие — это количество обучающихся в классе и те принципы, которые необходимо реализовывать.

Второе противоречие — в конце учебного периода есть система оценки. Это экзамен — ЕГЭ, ОГЭ и так далее. Федеральный государственный стандарт требует развития компетенций, навыков — чтобы школа готовила к жизни, и ребёнок, становясь взрослым, мог в современном мире ориентироваться. А ЕГЭ требует чуть других вещей. Там очень силён теоретический компонент, особенно если мы берём историю.

Нужно чёткое знание хронологии, каких-то узких фактов, хотя в современном мире, при наличии интернета, стоило бы задумываться над дискуссионными и проблемными вопросами, например, национальными

Анализировать, а не заострять внимание на выучивании фактов

Лицей «Вторая школа»

За первый месяц карантина старшеклассники возвели точную модель лицея в игре Minecraft. В ней есть и спортивный зал, и библиотека, и кабинет нового директора Михаила Случа. Экс-глава Пятьдесят седьмой начал свой первый сентябрь во «Второй» с запуска нового, платного проекта – лицей открыл вечерние группы для одиннадцатиклассников из других школ. Обучать их приемам «безошибочного решения задач» профильного ЕГЭ по математике будет лауреат премии Президента РФ Сергей Иванович Васянин. Правда, в каждую группу возьмут не больше пятнадцати человек – тех, кто лучше всех сдаст вступительное тестирование. Остальным предлагается онлайн-обучение – по зуму занятия будет вести новый, самый медийный преподаватель «Второй» Василий Александрович Березкин, соведущий «Школьной программы для взрослых» на «Маяке», «Учитель года Москвы» 2016 года.

Частная школа «Снегири»

Директора «Снегирей», тридцатичетырехлетнего энтузиаста Александра Сергеевича Гулина, переманили из государственной школы №149 на «Соколе». Финальные собеседования с преподавателями проводил основатель школы, председатель совета директоров «Уралхима» Дмитрий Мазепин. С тем же перфекционизмом в школе подошли и к остальному. За правильной концентрацией кислорода в каждом кубическом метре воздуха следит система «умный дом». Пройти через турникеты можно только по отпечатку пальца. Учить здесь будут лишь до конца шестого класса: главная цель «Снегирей» – подготовить детей к тому, чтобы они смогли поступить в любую из лучших школ мира. Пока, впрочем, набрали лишь подготовительную группу, два первых класса и один третий (в каждом – не больше десяти человек). В середине учебного года первоклассники пройдут тесты. Тех, кто справится лучше других, тут же переведут во второй класс по ускоренной программе «1–3».

Стас Ноний

тренер по карате, будущий преподаватель физической культуры

В юности я занимался карате, выступал на соревнованиях высокого уровня и был абсолютно счастлив. Потом выяснилось, что у меня врожденные проблемы со зрением, и на фоне больших физических нагрузок оно стало ухудшаться. Из-за этого с профессиональным спортом пришлось завязать.

Я пережил болезненный момент, но продолжал любить карате — во многом благодаря тренеру. Он был мне как второй отец. Тогда я решил, что единственный способ продолжить спортивную жизнь — пойти по его стопам, преподавать. Так я поступил на факультет физической культуры. Это было одним из самых важных решений в моей жизни.

Нагиев из сериала «Физрук»

Со временем я начал склоняться к тому, чтобы стать преподавателем физической культуры. Хороших педагогов очень мало, а детей, которым нужен спорт, — много. К сожалению, у нас сложился стереотипный образ мужика в олимпийке со свистком, который запирается у себя в коморке и ничего толком не делает или преподает очень грубо — такой Нагиев из сериала «Физрук».

Сейчас в школу иногда берут людей без высшего педагогического образования. Они не знают, какую нагрузку дать детям, не понимают, как скорректировать учебную программу. Это, конечно, неправильно.

Главная задача преподавателя физкультуры — подобрать программу, которая максимально подходит для определенной группы детей, в зависимости от специфики класса. Если в нем есть ребята с ограниченными возможностями здоровья, это тоже нужно учитывать.

Перед каждым занятием следует объяснять цель и задачи на ближайшие 45 минут. Например, сказать детям: «Сейчас мы будем прыгать через козла. Это гимнастическое упражнение, которое развивает плечевой пояс, прыжковые способности и координацию. Если справитесь — сможете паркуром заниматься или рассекать на скейте».

Физкультура — это в первую очередь не развитие физических качеств, а программа оздоровления организма. Знания, которые дети получают на уроках, пригодятся им на протяжении всей жизни.

Как решать конфликты с детьми

Порой даже специального образования для этого недостаточно. Например, не всегда учат, как правильно выстраивать свои аргументы, как вести себя в конфликтных ситуациях. Допустим, ребенок говорит: «Я не буду прыгать через козла — хочу играть в баскетбол». И я не могу возразить: «Я здесь главный, и ты будешь делать то, что я скажу!» Нельзя кричать и повышать голос.

А если ученик говорит: «Я не хочу прыгать через козла, потому что мне неинтересно», — возможно, стоит пересмотреть программу.

Это всё нужно изучать самостоятельно, а потом отрабатывать на практике. Поначалу приходится сложно. После первого рабочего дня я вышел с мыслью: «Хорошо, что он закончился». Потом дома всё обдумал и начал корректировать учебную программу. Передо мной встал простой вопрос: что делать завтра? Как видоизменить уроки, чтобы они стали интересными? Корректировкой я занимался каждый вечер.

Уйти из профессии никогда не хотел, как бы сложно ни приходилось. В любой работе есть то, что тебя подпитывает, — и в моей тоже: если ты ведешь класс несколько лет и видишь результаты — хочется продолжать и продолжать. Ты знаешь, что два года назад ребенок прыгал 1,10, сейчас — 2,10. Получается, ты развил физические качества человека настолько, что он смог буквально превзойти себя.

Перспективы в педагогике и примерная зарплата

Одна из перспектив в моей профессии — разработать хорошую учебную программу, которую будут использовать в школах на федеральном уровне. Это не учебник (его как раз написать не так уж и сложно), а более серьезный педагогический труд.

Потом можно окончить магистратуру, получить докторскую степень — причем не обязательно ограничиваться одной физкультурой. Нельзя грамотно развить себя и других, избежать травм, не зная физиологии, биологии, физики. Важна и химия: нужно понимать, как правильно вырабатываются гормоны, что под их действием происходит с организмом. То есть направлений для развития масса, и мне бы хотелось всё это освоить.

«Новая школа»

Во время карантина прогрессивный директор Кирилл Медведев ввел в школьных соцсетях «режим повышенной нежности»: детей и учителей нельзя обвинять за ошибки, которые они совершают в онлайне, а тех, кто впадает от диджитала в апатию, нужно поддерживать. Опыт дистанционного обучения вообще пошел «Новой» на пользу. С сентября здесь запускают проект «Заочка» для учеников с пятого по девятый класс. По будням уроки (в день обещают не больше двух занятий) будут вести по видеосвязи, приезжать в модное здание на Мосфильмовской нужно лишь в субботу – чтобы делать лабораторные работы или ходить на экскурсии в музеи. Один раз в неделю в зуме ребенок станет встречаться с личным тьютором. Сначала обсуждаются оценки, потом – психологическое состояние школьника. Тьютор гарантирует полную конфиденциальность, однако готов принять звонок от родителей в любое время. До полностью дистанционного обучения в «Новой» дело еще не дошло, но эксперименты продолжаются. Руководителю клининговой службы Рите Адамян, например, разрешили разбить в школьном дворе теплицу с клубникой, баклажанами и горошком.

ПАРОЛЬ – ВДОХНОВЕНИЕ

В роду Владислава Комышева из Одинцово много учителей, но он не планировал связывать жизнь с этой профессией, а хотел пойти в журналистику или издательское дело. Все изменила практика в одном из лицеев города.

– Я попал на практику к Наталье Горской и под ее руководством совершенно по-новому взглянул на профессию учителя, – говорит Владислав. – Методист высочайшего уровня, она вдохновила меня своим подходом к детям и любовью к предмету. Увидев, как внимательно слушают ее дети, как горят их глаза, понял: и я так хочу.

Уже второй год он преподает русский язык и литературу в гимназии № 11 Одинцово. Самыми сложными, по его словам, были первые месяцы.

– Я был молодой и неопытный, – вспоминает Комышев. – Было непросто заработать уважение учеников. Дети ведь не начинают тебя уважать просто так: нужно себя проявить.

Среди подопечных молодого учителя оказались разные классы. С кем-то легко удалось найти общий язык, а другие, напротив, стали для него настоящим испытанием.

– В одном из шестых классов были только три девочки, остальные – мальчишки, – рассказывает Владислав

– Чтобы удержать внимание учеников, каждую неделю приходилось менять форму подачи материала. Иногда говорил тише, иногда громче, порой подключал шутки

Но что бы я ни придумывал, за неделю дети привыкали, втягивались и вновь начинали саботировать рабочий процесс. Что примечательно, за год ребята переросли свое трудное поведение. Сейчас это серьезные ученики, мы с ними уважаем друг друга и стараемся не допускать ситуаций, когда учителю приходится повышать голос.

Что с молодым учителем творят дети?

Реакция детей зачастую прогнозируемая. Как правило, вначале это интерес, потому что новый человек. Потом идёт проверка учителя на прочность. Это стандартный момент — дети достаточно наблюдательны, они понимают, что и на каком уроке можно сделать, а что нельзя. И они всегда пытаются проверить допустимую степень такой «анархической свободы».

Так как я преподаватель обществознания, у меня нет установки на то, что в классе должна быть диктатура, у меня не авторитарный стиль ведения урока. На мой взгляд, в любом коллективе для плодотворной работы необходим договор. Изначально ты вкладываешь очень много сил, чтобы объяснить, что для эффективного урока нужно совместно договориться о каких-то правилах.

Первый этап — показать, что ты другой. Это этап выстраивания диалога, чтобы потом на его примере объяснять свой предмет, демократические практики и всё остальное.

Было бы странным, если бы я пришёл и начал повышать голос, строить всех в шеренгу по половому признаку, а потом рассказывать, что есть демократия и права человека, что «нужно уважать личность каждого».

Мы всегда пытаемся найти простые ответы на сложные вопросы образования: с помощью программ, лозунгов, методических рекомендаций, которые универсальны для всех.

Но каждый учитель и каждый ребёнок — это индивидуальности, и каждый класс абсолютно разный. Если ты провёл эффективный урок в одном классе, не факт, что точно такой же урок будет эффективным в другом. Надо смотреть на то, кто в этом классе — в первую очередь, узнать этих ребят и чего они хотят, чтобы потом соотнести то, что нужно им, с тем, что есть в твоих целях и планах. И как-то это свести к единому знаменателю.

Особое направление

Логично, что при такой системе у части учителей, если точнее – у 40% (десять тысяч человек) от общей численности краевой команды педагогов, зарплатная планка выше средней. Таковы данные мониторинга регионального Минобрнауки. В то же время 5% педагогов работают не на полную ставку (менее 18 часов в неделю), получая пропорционально отработанному времени. Нет стимулирующих выплат у учителей, которые ведут часы, но не выполняют другую оплачиваемую работу. В этой наиболее уязвимой категории, в основном, сельские учителя. В этом году для них,  плюсом к ежемесячной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг, предусмотрены дополнительные меры поддержки.

Региональная политика закрепления молодых специалистов в школах признана одной из самых эффективных в России. В  Алтайском крае устраиваются в школу и «прирабатываются» около 85 % выпускников вузов и сузов, по итогам первого года работы.

Такой успех – результат многоуровневой системы закрепления молодежи в сфере образования. Так, с 2011 года в крае на конкурсной основе выплачивается единовременное пособие 40 педагогам – выпускникам вузов в размере 250 тыс. руб. и 40 окончившим сузы — по 150 тысяч. За период действия программы эти выплаты получили 517 молодых учителей. Многое делается и на муниципальном уровне, поскольку, при  всей полноте региональной поддержки, молодые учителя охотней едут туда, где муниципалитеты добавляют еще и «от себя». Так, в Курьинском, Благовещенском, Панкрушихинском и Шелаболихинском районах выплачивают новичкам, приехавшим на работу в село, по 50 тысяч рублей, а в Павловском с 1 января 2019 года подъемные увеличили до 100 тысяч рублей, и уже есть первая выплата. В Алейском, Бийском, Егорьевском, Заринском, Кытмановском, Смоленском и Третьяковском увеличили повышающий коэффициент к окладу в первые три года работы, соответственно до 40, 30 и  20%.  В Змеиногорском районе помогают с приобретением жилья — 500 тысяч рублей ежегодно распределяются по решению муниципального Совета развития образования между трудоустроившимися молодыми специалистами, а Рубцовск в 2018 году выделил своим «новобранцам» 20 квартир.

2500 начинающих учителей входят в профессиональную Ассоциацию «Педагогическая инициатива», 1600 – слушатели «Университета молодых педагогов Алтайского края». Как подчеркнул Максим Костенко, в регионе сегодня работает множество площадок профессионального роста. Стоит полистать «Алтайскую правду» за последние несколько лет, чтобы убедиться в этом. Школы молодого педагога, молодежные педагогические игры, семинары, встречи, классы, традиции наставничества, форумы и конкурсы. Победителей ждет не только финансовое поощрение, но и выход на федеральный конкурсный уровень.  

Справка АП: 

В системе общего образования, по данным на начало 2018-2019 учебного года, трудится более 36 тысяч человек, из них более 21 тыс.  педагогических работников, 19 532 учителя, в т.ч. 2 464 молодых, со стажем педагогической работы до 5 лет. С 2012 года на повышение их зарплаты, согласно «майским» указам Президента РФ, из бюджета  дополнительно выделено более 3,1 млрд. рублей, средняя заработная плата в отрасли за этот период выросла в 2 раза и составляет сейчас около 24 тыс. рублей. Общая сумма  расходов края на зарплату учителей муниципальных школ — 7.5 млрд. руб. (численность учителей – 19990 человек). В рамках губернаторской стратегии «10 образовательных инициативах» реализуется проект «Директор школы Алтая» — она также направлена на закрепление молодых педагогов в образовательных учреждениях края.

Инфографика (предоставлена Министерством образования и науки Алтайского края). 

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации