Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Права ученика в школе (рф). права и обязанности учителя и ученика

Статья № 43. Ее содержание.

В Конституции РФ естьглава № 2, содержащая статьи с правами и свободами граждан. В данной главе содержится статья № 43. Эта часть Конституции гласит о правах каждого из граждан на получение образования.

В первой части статьи закреплено само понятие права получить образование.

Во второй части гарантируется общедоступность, и бесплатная основа образовательной сферы. К такому образованию относится:

  • образование в дошкольном заведении;
  • образование общего плана, осуществляемое школами;
  • получение профессионального образования;
  • специальность, получаемая на производстве.

3-я часть содержит информацию, посвященная высшему образованию в государственных заведениях образования. Здесь указывается бесплатная основа образования, а также права граждан Российской Федерации получать бесплатное образование.

Четвертая часть обязывает граждан получать общее образование. Обеспечение среднего образования должно быть возложено на родителей, органы опеки, или других лиц, заменяющих родителей или опекунов. В этой части дается понятие, что образовательные стандарты устанавливаются соответствующими органами России.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. , включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Типичные права обучающихся

Все права и обязанности родителей обучающихся и их законных представителей соблюдаются с учетом нормативных актов и документов, функционирующих на территории РФ.

О праве на получение бесплатного образования уже упоминалось выше. Реализация ФГОС нового поколения является гарантией создания оптимальных условий для каждого школьника, способствующих его саморазвитию, самообразованию.

Школьники могут бесплатно пользоваться библиотечными фондами образовательного учреждения.

У обучающихся есть право на получение дополнительной помощи от педагога в получении знаний, если занятия были пропущены из-за болезни.

Все ученики образовательного учреждения могут получать нужную информацию по вопросам дополнительного обучения в школе.

Закрепляется право на перерыв между учебными и внеурочными занятиями.

Обучающимся гарантируется охрана, укрепление здоровья, уважительное отношение к индивидуальности.

Школьники имеют право на свободное высказывание своей позиции с соблюдением норм этики и морали.

Обучающиеся могут входить в органы школьного самоуправления, принимать активное участие в организации внеурочной деятельности, вносить предложения по организации праздников, конференций, семинаров, мастер-классов на базе школы.

У всех учеников государственной школы есть право на развитие творческих интересов, индивидуальных способностей.

Обучение

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Реализация права ребёнка на образование.

Отстаивает государство и право инвалидов на образование: для этого открыты различные образовательные учреждения разного типа.

Права ребёнка на образование

Виды прав, связанных с образованием, следующие. Ребёнок может:

  1. Пройти обучение по ускоренному курсу.
  2. Пользоваться информационными и библиотечными ресурсами.
  3. Получать дополнительное образование.
  4. Учиться на родном языке или выбирать любой другой язык обучения, которые предоставляет образовательная система.
  5. Перейти в другое учебное заведение в том случае, если образовательное учреждение прекращает свою деятельность. Но при этом, согласно правам ребёнка в РФ, он обязательно должен согласовать своё решение с родителями.
  6. Защищать и отстаивать своё решение о смене профессионального обучения. Если ему не нравится будущая профессия – недопустимо нарушение личного права ребёнка в этом вопросе.
  7. Реализовать своё желание получить высшее образование.

Расходы на образование в РФ.

Материальные права

Материальные права включают в себя проживание в специальных государственных учреждениях, обеспечение необходимыми вещами, предоставление социальных выплат и льгот и решение жилищных вопросов.

Льготы и выплаты

Любой ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение льгот от государства. Сюда входят:

  1. Получение высшего или среднего специального образования.
  2. Питание в образовательных учреждениях (по решению регионов).
  3. Проезд на общественном транспорте.
  4. Обеспечение одеждой и предметами первой необходимости или денежная компенсация за них (по желанию получателя льготы).
  5. Скидки на оплату коммунальных услуг (по решению регионов).

Помимо предоставления льгот, государство оказывает сиротам материальную поддержку.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до наступления совершеннолетия выплачивается социальная пенсия. При условии получения образования на очной форме — до достижения 23 лет.

При оформлении детей-сирот в приемные семьи все льготы и социальные пособия для них сохраняются.

Государством также предусмотрено досрочное прекращение выплат в случае:

  • устройства на работу и появления постоянного заработка;
  • постоянного проживания за пределами страны;
  • получения иных выплат;
  • переезда на другое место жительства.

Право на получение жилья: условия и порядок обращения

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой, имеющие жилое помещение, сохраняют за собой право владения им на неограниченный срок. Право сохраняется вне зависимости от нахождения в специальном учреждении, проживания в общежитии учебного заведения или прочих условий.

Ни опекуны, ни попечители не вправе сдавать, продавать или совершать иные действия с жилым помещением, принадлежащим ребенку-сироте, без разрешения местных органов опеки и попечительства.

Если дети-сироты не имеют жилплощади, то органы местного самоуправления обязаны вне очереди предоставить жилье на условиях социального найма сроком на пять лет.

Для получения жилья должны быть соблюдены условия:

  • возраст до 23 лет;
  • отсутствие другого жилья, включая жилье по договору социального найма;
  • непригодность для проживания имеющегося жилья;
  • проживание в одной квартире с лицами, которые были лишены прав воспитания;
  • отсутствие прописки в другом жилом помещении.

Жилое помещение предоставляется в порядке очередности, поэтому нередки случаи, когда сирота получает жилье не сразу после выхода из детского дома, а по истечении большого количества времени. В некоторых регионах для разрешения сложившейся ситуации введена практика денежной компенсации, достаточной для приобретения жилплощади.

Куда обращаться для получения жилья?

Вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимаются местные органы опеки и попечительства. Для получения квартиры нужно обратиться в органы опеки по месту жительства с заявлением и пакетом документов, который включает в себя:

  • заявление;
  • копию паспорта;
  • справку об отсутствии недвижимого имущества;
  • справку из детского дома;
  • справку из органов опеки и попечительства о сиротстве.

Кроме вышеназванных документов, могут потребоваться дополнительные, о которых нужно уточнить в органах опеки.

После подачи документов будет принято решение о постановке или отказе в постановке в очередь на получение жилья по социальному найму.

Государственные программы по поддержке детей-сирот направлены на создание условий для развития полноценной личности и подготовки ее к самостоятельной жизни. В ряде регионов действуют собственные программы по оказанию помощи детям-сиротам. Информацию о них могут предоставить местные органы опеки и попечительства или органы социальной защиты.

Основные права ребенка в школе

Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства

Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах

Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:

  1. Конвенция ООН о правах человека.
  2. Конституция РФ.
  3. ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
  4. Устав школы.

Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.

Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:

  1. Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
  2. Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
  3. Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
  4. Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
  5. Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
  6. Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.

Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:

  • бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
  • выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
  • доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
  • гендерное равенство;
  • неприкосновенность частной собственности.

Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.

Важно знать! Одна из гарантий государства — бесплатное общее образование. При желании молодые люди вправе на конкурсной основе поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Право на получение образования

Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.

Право на образование в РФ

Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.

Важно знать! Школа должна поощрять развитие спортивных, интеллектуальных и иных навыков детей. Для этого организуются кружки, секции, клубы.

Права на уроке

В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:

  • высказывать личное мнение;
  • отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
  • иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
  • покинуть класс после звонка на перемену.

Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.

Права ребенка в школе

Права на здоровое и качественное обслуживание

В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.

К иным необходимым мерам относятся:

  • соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
  • хорошее освещение в классах;
  • температурный режим, соответствующий принятым нормам.

В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.

Внимание! Питание в школе должно быть сбалансированным, все продукты проходят обязательную проверку качества и свежести.

Права на классном часу

Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:

  1. Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
  2. У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.

С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.

Права родителей


процесс получения образования

Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

  • форму обучения;
  • учреждение для обучения ребенка;
  • язык обучения, также преподавания дисциплин;
  • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
  • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
  • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
  • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
  • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
  • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

  • дошкольного типа (сады);
  • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

Бесплатная юридическая помощь

место получения образования». И хотя «все школьное дело находится под контролем Государства»(ст.7.1. Конституции ФРГ), «право открытия частных школ гарантируется. Частные школы, как заменяющие государственные, нуждаются в разрешении Государства и подчиняются законам земель. Разрешение предоставляется, если частные школы по своим учебным целям и организации, как и по научной квалификации своего учебного персонала, не стоят ниже государственных и если в них не поощряется разделение учащихся в зависимости их имущественного положения их родителей. В разрешении отказывается, если материальное и правовое положение педагогического персонала не обеспечено в надлежащей мере» (7.5. Конституция ФРГ). Особый порядок установлен в Конституции Германии для организации частных народных (начальных) школ (ст.7.5. Конституции ФРГ).

Свобода религиозного воспитания.

Вопросы религиозного воспитания Конституция России не рассматривает. Лишь в статье 28, посвященной свободе совести, в общем виде говорится о «свободе распространять религиозные и иные убеждения». Между тем, ряд государств придает этим вопросам конституционное значение. «Государственные власти гарантируют право родителей давать своим детям то образование, которое соответствует их религиозным и моральным убеждениям» (ст.27.3. Конституции Испании). «Лица, правомочные на воспитание детей, имеют право решать относительно участия этих детей в религиозном обучении», -говорится в Конституции ФРГ (ст.7.2.). И далее: «Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора Государства религиозное обучение проводится в соответствии с основным принципами религиозных общин. Ни один преподаватель не может быть обязан против своей воли вести религиозное обучение» (ст.7.3.).

Подводя итоги, можно сказать, что право на образование (включая гарантии) отражено в Конституции России 1993г. без достаточной полноты, что обязательно скажется на уровне правового регулирования в образовательной сфере. Правда, в Конституции Российской. Федерации заложен беспрецедентный механизм компенсации законодательных пробелов: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации Установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15.4.). Таким образом, например, вопросы о свободе выбора места получения образования и свободе религиозного воспитания в России в любом случае будут решаться в соответствии со ст. 13.3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Россия участвует в Пакте на правах правопреемника СССР, ратифицировавшего этот договор еще в 1973г.), где сказано: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Другая возможность восполнить пробелы российских конституционных норм заключается в федеративном устройстве государства: общие вопросы воспитания и образования находятся в Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «в» ст.72.1.), а Правительство России лишь обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования (п.»в» ст.114.1. Конституции). Вне этих рамок субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти и могут принимать любые правовые акты по вопросам образования, не противоречащие Конституции России (ст.ст.73, 76.3., 76.4., 15.1. Конституции Российской Федерации).

Итак, дело за практикой применения новой Конституции.

/text/biblio/18030909/bib/text/biblio/18030909/ris

Закон об образовании: права и обязанности родителей

Помимо установленных обществом моральных норм, необходимость воспитания ребенка родителями, развитие детей определяется еще и федеральным законодательством.

Основным документом, который регламентирует это, является Федеральный закон «Об образовании», статья об обязанностях родителей № 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

В ней указана главная обязанность родителей — «…заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Права родителей

Законодательство РФ четко регламентирует права и обязанности родителей в школе. В соответствии с законом об образовании, у родителей есть возможность выбрать:

  • форму обучения ребенка — в школе, дома, экстерном;
  • учебное заведение и возможность сменить его, выбрав другое;
  • язык, на котором проводятся уроки;
  • факультативы, кружки и секции.

Родителям разрешается запрашивать:

  • правоустанавливающие документы школы, к примеру, устав, аккредитации и прочие;
  • информацию о методиках преподавания и выбрать наиболее оптимальную;
  • данные о квалификации учителя.

В ходе учебного процесса родители могут:

  • знакомиться с оценками ученика;
  • знакомиться с учебными планами;
  • узнавать планы внеклассных мероприятий;
  • участвовать в учебно-воспитательном процессе (например, входить в состав родительского комитета);
  • присутствовать при обследовании детей (допустим, психологами);
  • присутствовать на уроке (с разрешения учителя);
  • получать консультации педагогов по вопросам, связанным как со школьной, так и с внешкольной деятельностью ученика.

Роль государства в законе определена весьма однозначно: оно обязуется помогать родителям (в соответствии со ст. 44 закона «Об образовании»).

При этом родителям гарантируется полная конфиденциальность информации о ребенке и его физическом или психологическом развитии. Мамы и папы при желании напрямую участвуют в управлении делами класса или школы — входят в состав родительского комитета. Среди возможностей родителей — организация культурного досуга их отпрысков: экскурсии в музеи и поездки в другие города, посещение промышленных предприятий и походы в лес.

Обязанности родителей в новом законе «Об образовании»

В соответствии с законом, родители обязаны создать для ребенка все условия для получения среднего образования. То есть обеспечить его:

  • одеждой (при необходимости, формой);
  • местом для подготовки уроков и домашних заданий;
  • необходимыми школьными принадлежностями (ручками, карандашами, тетрадками и так далее);
  • комфортными бытовыми условиями для получения знаний (создать благоприятную обстановку в семье);
  • полноценными условиями для отдыха после занятий.

Контроль деятельности ребенка входит в обязанности родителей по обучению детей в школе. Исключительно родители, а не кто-то еще, должны следить за:

  • регулярным посещением школы ребенком;
  • соблюдением им всех правил поведения, предусмотренных правоустанавливающими документами школы (уставом, правилами внутреннего распорядка и т. д.);
  • соблюдением правил безопасности по пути в школу и обратно;
  • уважением ребенком чести и достоинства работников школы.

Родители должны своевременно извещать педагогов о состоянии здоровья ребенка, об особенностях его поведения, о причинах пропуска занятий, если они имеют место. Если любимое чадо, расшалившись на перемене, разбило стекло, родители обязаны компенсировать школе нанесенный ущерб.

Родители или законные представители школьников обязаны посещать родительские собрания, где рассматриваются и обсуждаются важнейшие для развития ребенка темы, подводятся итоги четверти.

Таким образом, по российским законам (опять же, оставляя в стороне требования общественной морали), родители являются полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, и их роль в нем не менее важная, чем роль учителя.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации