Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в россии

Из инклюзивных в коррекционные – и обратно

Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации. Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее. Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты… 

Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.

Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.

Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.

Ребенок ползает на уроке и колет всех иголкой – перевоспитывать или лечить?

С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения. 

Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям. Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными. На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Концепция инклюзива в образовании

ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании» раскрывает понятие инклюзивного обучения. Статья 2. П.27 гласит, что каждый ребенок, с учетом его индивидуальных способностей или отклонений имеет право на общее образование. Эта идея исходит из концепции, закрепленной Конституцией (ст.43) о правах ребенка, и опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ).

В рамках программы должны быть созданы учреждения инклюзивного образования, которые будут основываться на главном принципе – совместности учащихся. На одной территории могут находиться дети из разной социальной среды с определенными возможностями.

В современных учреждениях общего образования уже можно встретить учащихся-инвалидов, но до сих пор они чувствуют негативные эмоции, непонимание и отчужденность. Проблема совместности требует от всего коллектива внимательности, взаимного уважения, вежливости, принятия людей с ОВЗ, как равных.

Особенность инклюзивного обучения построена на следующих принципах:

  • Каждый имеет чувства и мысли, нуждается в коммуникативном общении, имеет право быть услышанным;
  • Ценность человека не зависит от физических и умственных достижений;
  • Получение полноценного образования возможно при взаимном сотрудничестве и естественных отношениях;
  • Отличия развивают личные способности и повышают качество жизни особенных людей.

Главная цель инклюзивного образования – это построение благоприятной среды, в которой потребности каждого ребенка, не зависимо от его физических или интеллектуальных недостатков, будут удовлетворены.

Какое образование считается инклюзивным

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Правовые и законодательные нормы

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати: Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2011)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.

Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
личность каждого человека бесценна;
каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
люди испытывают потребность в общении;
получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Не всё потеряно

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

инклюзивное образование


Занятия с детьми в Центре лечебной педагогики

Фото: https://www.ccp.org.ru/ЦЛП

Вызов родителей: кто должен платить за хоумскулеров

После отмены денежных компенсаций домашнее обучение может выйти из моды

С клеймом «необучаем», которое обычно ставят на подопечных интернатов, эксперты не согласны. Определенными навыками самообслуживания большинство из них все-таки может овладеть. Более того, нередко в эти учреждения попадают и те, чье состояние при других обстоятельствах могло бы существенно улучшиться. Например, если бы родителям таких детей своевременно оказали поддержку и объяснили, как следует поступить.

Эту работу в Москве взял на себя благотворительный фонд компании КПМГ совместно с ЦЛП, «Пространством общения» и Елизаветинским садом. Они запустили в Москве программу раннего вмешательства «Уверенное начало», которая предназначена для детей от 0 до 3 лет с различными двигательными нарушениями или нарушениями сразу в нескольких областях развития. В рамках проекта к семьям, проживающим в Москве (в пределах МКАД), дважды в неделю приезжает консультант по раннему вмешательству и бесплатно проводит часовые занятия с ребенком и одним из его родителей. Специалисты оказывают семье информационную и эмоциональную поддержку, помогают наладить контакты с другими организациями, учат правильному взаимодействию с ребенком.

инклюзивное образование

Занятие с ребенком по программе «Уверенное начало»

Фото: vk.com/confidentstart/Уверенное начало

Однако пока всё это лишь локальные инициативы, которые, как надеются эксперты, смогут в будущем получить широкое распространение.

Как выбрать педагога для реализации моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ?

Роль классного руководителя, особенно в младших классах, трудно переоценить. Это человек, который формирует детский коллектив как целостную группу. Оказывает колоссальное влияние на то, будет ли в коллективе царить дух взаимопомощи или, наоборот, — травли слабого. Как определить, станет ли учитель вашим союзником при адаптации ребенка в коллективе?

Качественно справиться с ролью педагога по инклюзии может только человек с развитым зрительным вектором. Это большой эмоциональный диапазон, способность тонко чувствовать переживания других людей, настоящая доброта к детям. Развитый обладатель таких свойств от всей души сопереживает, сострадает и стремится помочь слабому, не дает его в обиду. Он передает своим ученикам ценности гуманизма и человеколюбия. Это вдвойне актуально, если в общеобразовательной системе среди здоровых ровесников обучаются дети с нарушениями здоровья, дети инвалиды.

Если обладатель зрительного вектора находится в неблагоприятных состояниях — вы увидите перед собой человека эмоционально нестабильного. Настроение у него постоянно меняется. Может проявляться истеричность или тревожность. Такой человек сосредоточен на своих переживаниях, ему гораздо сложнее учитывать состояние детей.

Если речь о педагоге младших классов — в его работе трудно обойтись без свойств кожного вектора психики. Это быстрая переключаемость, способность делать несколько дел одновременно, прекрасные организаторские и лидерские качества. Будучи дисциплинированным и организованным сам, такой учитель может задать классу четкие правила и ограничения, в том числе и на проявления травли или агрессии в классе. Он способен к созданию целостного коллектива из разрозненной детской группы.

Однако и здесь все зависит от степени развитости и состояния человека. Стоит насторожиться, если вы видите перед собой человека подвижного, но «мельтешащего», несобранного. Который не дослушивает до конца, обрывает вас. Переключается с одного дела на другое и не доводит ничего до конца. Обладатель кожного вектора в таких состояниях не сможет обеспечить должный порядок, организацию и дисциплину в классе.

Профессию педагога часто выбирают люди с анальным вектором психики

Их отличает обстоятельность, тщательность, внимание к деталям. Природное желание таких людей — накапливать и передавать знания, поэтому от природы у них действительно педагогический талант — это лучшие учителя

Но будьте осторожны: именно обладатели этих свойств могут быть склонны к вербальному садизму и физическому насилию над детьми, если находятся в плохих состояниях. Тяжелый взгляд исподлобья с упреком и укоризной, критиканство в речи должны насторожить вас сразу.

Мы описали только мелкие внешние детали. Полный курс тренинга «Системно-векторная психология» позволяет определять психику любого человека с одного взгляда, глубоко изнутри. И с выбором педагога вы точно не ошибетесь.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь. А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому. Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива. Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Что нужно для успеха

Для успешной реализации инклюзивного образования школе или центру, принимающим ребенка с ментальными нарушениями, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Безопасность для себя и окружающих. Одно дело терпимо относиться к особенностям поведения, и совсем другое – находиться в постоянном напряжении: а не случится ли сейчас что-то страшное со мной или моим другом? Повышенная фоновая тревога, как показывает практика, приводит к увеличению индивидуальной агрессии. 
  • Сохранный интеллект. Речь идет не о гениальности или одаренности, а о возможности понимания причинно-следственных связей, элементарного обобщения, вычленения доминанты, следования формальной логике.
  • Заинтересованность родителей в адаптации ребенка. К сожалению, часть родителей на деле не слишком в этом заинтересованы. Кто-то от этого получает эмоциональные бонусы, кто-то материальные.

Эти три пункта – не исчерпывающие для принятия решения о приеме или не-приеме ребенка в учебное заведение. Вопрос об инвалидности и направлении в ту или иную школу решают психолого-медико-педагогические комиссии. Однако это три столпа, в зависимости от которых инклюзия возможна или невозможна в принципе.

Для успешной инклюзии – в том виде, в котором она есть, например, в некоторых странах Европы, – изменения должны быть не только в области образования, но и в области административного и уголовного права в отношении общества к людям с ОВЗ и, что очень важно, в отношении людей с ОВЗ к обществу. Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид

Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид.

Родители из Испании рассказывают, что, например, если ребенок ударит тьютора в автобусе, то его лишают права ездить на общественном транспорте в течение месяца или вообще лишают посещения школы на это время. В Ирландии, также со слов родителей, особых детей с агрессией могут, по закону, исключить из детского сада, школы «за то, что много кричит и нервничает». В Швейцарии есть специальные тюрьмы для душевнобольных. У нас же размытость закона в этом смысле позволяет в некоторых случаях прикрываться болезнью, когда удобно.

В моем понимании инклюзия должна стать многоуровневой системой, где социализация начинается с раннего детства с оказанием поддержки семье. Этот процесс должен быть гибким и непрерывным, а основной задачей надо сделать развитие коммуникации, а не набор формальных общеобразовательных знаний

Системная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе – вот что по-настоящему важно. Это поможет реальной интеграции людей с ОВЗ в социум

Эта история не про конкретного Колю

Александр Семин, отец Семы с синдромом Дауна

— Александр, что вы думаете о дискуссии вокруг Коли и Лидиными попытками устроить его в общеобразовательную школу?

—Нужно понимать, что эта история – не про конкретного Колю. Все, что

Александр Семин

происходит с ним – это обстоятельства, которые Лида Мониава использует, чтобы сделать обществу непрямой массаж сердца. Когда делается непрямой массаж сердца — спасают жизнь, но это больно – в процессе можно сломать ребро. Поэтому, когда учат делать непрямой массаж сердца – так и успокаивают — не бойтесь сломать ребро, потому что жизнь человека важнее.
Коля – это нарицательное имя. Основная цель, которую преследует Лида – сделать так, чтобы мы относились к нему как к равному. Чтобы общество научилось Колю принимать. Как оказалось, обществу это больно. Ребро ломается.

— А пирсинг Коле – это тоже допустимо? Нет ли тут нарушения границ тела ребенка, который никак не может показать и сказать, что ему так больно?

— Не будем говорить за Колю, мы не знаем про больно или нет. Но родители двухлетних девочек не делают ли тоже самое, прокалывая им уши? Они их спрашивают? Почему все прицепились к этому пирсингу? Неужели не понятно, что пирсинг, как и фото на загран паспорт – это поводы для большого трудного разговора, на который, мы, как оказалось, не готовы. Да, у Лиды есть спорные темы и посты. Но давайте к ним относится как к провокации. Осознанной что ли. Как к резкому звуку, на который мы должны обернуться . И да, звук очень резкий. Мы же все понимаем, что речь не идет об обучении Коли в школе, например. Речь о том, чтобы школа научилась видеть, принимать, осознавать таких детей.

—А вам не кажется, что каждый человек может ошибаться? И я, и вы, и Лида?

—Конечно, может. Но посмотрите на Колю до Лиды и сейчас

Ошибается человек? Даже, если в некоторых аспектактах ее может заносить, почему мы тут же забываем про милосердие и сразу начинаем кричать «Распни»? Важно понимать, что Лида призывает нас начать строить сразу небоскреб. И да, пока ни фундамента, ни ресурсов для такого небоскреба нет

И местные жители к небоскребу не готовы. Но так появляется вероятность хотя бы первого этажа.

—Выходит, что Коля – это инструмент, с помощью которого Лида меняет наше общество? Это вообще правильно так поступать с ребенком? Тем более таким, который не может сказать: «Я устал, мне плохо, Я НЕ ХОЧУ»

—А когда родился Сема, и мы стали много писать о нем кругом, мы разве не использовали его для того, чтобы изменить отношение к детям с синдромом Дауна? Нам с первых дней говорили: «Вы пиаритесь на Семе». Если это сокращает процент отказных детей и делает другие семьи счастливыми, то ок, пиаримся.

—Почему тогда вы отправили Сему не в обычную школу, а в коррекционную?

—Я могу говорить только про детей с синдромом Дауна. Сема учится в коррекционной школе, потому что я хочу, чтобы в обучении он чувствовал себя успешным. Чтобы у него получалось. Адаптированная программа позволяет это делать. В случае с Колей речь идет не об обучении, а минимальной социализации. Присутствии на равных.

Исследования эффективности инклюзивного образования

Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования:

  • критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет;
  • как идентифицировать инклюзию в школе;
  • как зафиксировать изменения в развитии учащихся;
  • как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и инвалиды.

Восприятие исследовательским сообществом инклюзивного образования

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей-инвалидов (ОВЗ): участвуют в бо́льшем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с бо́льшей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети-инвалиды могут освоить), оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным. Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др. В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья. Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки. Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации