Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 5

Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21.11.2011 n 323-фз (ред. от 31.07.2020)

Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

2. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

2.1. В целях организации оказания медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, при отдельных заболеваниях, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, содержащих следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов;

7) дата включения в соответствующий Федеральный регистр;

8) диагноз заболевания (состояние);

9) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

2.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов федеральных регистров, указанных в части 2.1 настоящей статьи, и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, указанных в части 1 настоящей статьи, могут устанавливаться отдельными федеральными законами.

4. Особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также порядок сбора и учета информации о распространении заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и состав такой информации (в том числе о лицах, которым оказывается медицинская помощь, и иных лицах) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Мед.услуги: платные или бесплатные?

Человек, являющийся гражданином РФ, обладает гарантированным правом на обретение мед. помощи в бесплатном формате.

Тем не менее, на федеральном уровне определили получение платных мед.услуг. Иными словами, в гос.организациях будет проводиться практика совокупного предоставления услуг, т.е.

платной и бесплатной. Таким образом, человеку придется все-таки за что-то платить даже при обращении в муниципальную больницу.

В Законодательстве прописано, что человек вправе получать 4 вида мед.помощи в бесплатном формате:

  • первичная;
  • специализированная;
  • скорая;
  • паллиативная.

Когда человека госпитализируют, сотрудники больницы обязаны обеспечить его бесплатными процедурами, медикаментами и по необходимости перевести в другой центр здоровья для проведения обследования и применения иных методов лечения.

Увы, в новой редакции ФЗ закреплено оказание платной мед.помощи в гос.учреждениях. Говоря простыми словами, российскому населению предлагается сформировать очередь на получение услуг, а те, кто хочет оперативнее попасть на прием к доктору, будут платить.

Однако пока это теория и мнение автора статьи, что будет в действительности и не будет ли новый закон противоречить Конституции России, мы узнаем позже.

Врачебная тайна

Много вопросов возникает у работодателей и родственников больных относительно того, насколько соблюдается врачебная тайна. Работодатели, к примеру, часто хотят знать, насколько больной сотрудник, долгое время не выходящий на рабочее место, родственники тоже хотят знать о реальном состоянии близкого человека.

Согласно ч. 1 ФЗ-№323, врачебной тайной считается сам визит пациента в медучреждение, состояние его здоровья и поставленный диагноз, причем в 2020 году не может быть разглашена врачебная тайна даже после смерти человека.

Сам же пациент имеет полное право ознакомиться со своей медицинской карточкой, так как эта информация для него, согласно закону, не является секретной. Ознакомиться с состоянием здоровья человека и получить все необходимые выписки, соответственно, может также законный представитель больного.

Определен законом и круг лиц и организаций, которые могут также получить сведения о состоянии здоровья человека. Такое право имеют:

  • органы дознания, следствия и суда в рамках расследуемого преступления.
  • органы исполнительной системы для обеспечения должного контроля за теми, кто получил приговор с отсрочкой исполнения и теми, кто был освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно.
  • органы, занимающиеся вопросами обязательного соцстрахования для организации должного контроля.
  • другие медицинские заведения для обмена информацией, необходимой для организации эффективного лечения больного.

Пациенту право получать по запросу всю необходимую информацию о состоянии здоровья и особенностях лечения дает ст. 22 закона о здоровье.

При этом больной всегда может сделать выбор в пользу того или иного медучреждения. Такое право ему дано ст.

21 ФЗ-№323. К слову, менять медицинское заведение можно не чаще 1 раза в год, если это не связано с переездом на другое место жительства.

Также не чаще одного раза в год можно менять конкретного специалиста, и только по заявлению на имя руководителя учреждения.

Общие положения

Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 был принят Государственной Думой 1 ноября и одобрен на собрании Федерационного совета 9 ноября 2011 года. Рассматриваемый нормативный акт подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября того же года.

Изучаемый 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ состоит из 14 глав, содержащих в себе 101 статью. Структура рассматриваемого нормативного акта такова:

  • Глава (далее — Гл.) 1 — Основные положения (ст. 1-3);
  • Гл. 2 — Принципы охраны здравоохранения (ст. 4-13);
  • Гл. 3 — Роль федеральных органов (ст. 14-17);
  • Гл. 4 — Обязанности и права граждан в сфере здравоохранения (ст. 18-28);
  • Гл. 5 — Организации, обеспечивающие охрану здоровья (ст. 29-50);
  • Гл. 6 — Проблемы репродукции и здоровья матери и ребёнка (ст. 51-56);
  • Гл. 7 — Принципы медэкспертизы (ст. 57-65);
  • Гл. 8 — Медицинские процедуры, относящиеся к биологической смерти человека (ст. 66-68);
  • Гл. 9 — Работники медицинских служб и предприятий (ст. 69-79.1);
  • Гл. 10 — Госгарантии в отношении охраны здоровья граждан (ст. 80-81);
  • Гл. 11 — Вопросы финансирования (ст. 82-84);
  • Гл. 12 — Контроль здравоохранительной деятельности (ст. 85-97);
  • Гл. 13 — Меры ответственности работников медицинской сферы (ст. 86);
  • Гл. 14 — Заключительные положения (ст. 87-101).

Предмет регулирования и основные понятия закона

Общие положения изучаемого Федерального закона представлены в Главе 1 настоящего акта. Краткое содержание упомянутой части нормативного акта изложено ниже.

Статья 1 — описание предмета регулирования ФЗ-323, которым являются юридические и социальные взаимоотношения, возникающие в сфере здравоохранения. Под регламент текущего закона попадают следующие составляющие системы обеспечения и охраны физического и психического здоровья граждан:

  • Юридические, гражданские и организационные аспекты;
  • Обязанности и права граждан;
  • Ответственность и полномочия органов госбезопасности, а также региональной и государственной власти;
  • Нюансы работы медицинских учреждений, служб и их непосредственных сотрудников.

Статья 2 — указание основной терминологии, используемой в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таковой является:

  • Здоровье — уровень физического и психического состояния человека;
  • Медицинское вмешательство — ряд манипуляций, направленных на улучшение состояния здоровья пациента;
  • Пациент — человек, которому требуется медицинская помощь;
  • Профилактика — мероприятия, предупреждающие зарождение и развитие болезненного состояния;
  • Диагностика — медицинское вмешательство, направленное на выявление дисфункций и патологий в организме пациента;
  • Фармацевтическая организация — предприятие, специализирующееся на выпуске и реализации лекарственных препаратов;
  • Медицинская организация — место, в котором пациенты проходят стационарное или амбулаторное лечение;
  • Лечащий врач — медработник, на которого возлагаются обязанности по предоставлению медицинских услуг определённым пациентам на основании сопутствующей документации;
  • Иные термины, представленные в рассматриваемой статье изучаемого нормативного акта.

Статья 3 — определение законодательной базы, на которой основывается Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан. В перечень нормативных актов, служащих основанием для ФЗ-323, входят следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
  • Закон «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассматриваемый Федеральный закон является основным законодательным актом, регулирующим деятельность медицинских работников на территории современной России.

Что говорит закон о профосмотрах и диспансеризации

Каждый работодатель, согласно закону, должен заботиться о здоровье своих сотрудников, особенно если речь идет о вредных производствах и постоянных переработках

Поэтому очень важно организовать периодические профосмотры

Проводятся они согласно положениям ст. 46 закона о здоровье, а приказом МЗ № 302н от 12.04.2011г.

было утверждено три положения о прохождении профессиональных осмотров. Согласно закону, периодичность прохождения осмотра и перечень специалистов зависит от условий труда и других факторов.

Разделяют несколько видов медосмотра:

  • профилактический медицинский осмотр.
  • предварительный осмотр при поступлении на работу, учебу.
  • периодический медосмотр.
  • предсменный, предрейсовый и другие осмотры, проводимые непосредственно перед началом выполнения функциональных обязанностей для выявления.
  • послесменные и послерейсовые осмотры, призванные понять, как на сотрудника действуют вредные факторы производства.

Важно! Все профосмотры, согласно ч. 7 ст

213 ТК Российской Федерации проводятся исключительно за счет средств работодателя

Предполагает закон также прохождение диспансеризации, а это более полный комплекс мер, призванных своевременно выявить нарушения здоровья человека. Во время диспансеризации используются в комплексе многочисленные методы диагностики, а это касается, прежде всего, специалистов, работающих на вредных производствах, инвалидов и других групп лиц.

Платно или бесплатно

Получить медпомощь за деньги можно по собственному желанию пациента, каждый больной по закону вправе выбирать медицинское заведение и лечащего врача. Также надо быть готовым к тому, что за определенную плату вам окажут некоторые сопутствующие (бытовые, транспортные и другие) услуги.

Помните! Закон разрешает оказывать платные услуги в некоторых случаях и медицинским заведениям, участвующим в программе бесплатного оказания помощи

Оплата медицинских и сопутствующих им услуг производится из личных средств пациентов и их родных, также эти обязанности могут быть возложены на работодателя. На фоне последних изменений также стоит отметить частое использование для оплаты услуг медработников иных средств, основанием для этого может стать содержание договоров добровольного медстрахования.

Немного статистических данных

Статистика гласит, что граждане в 23% оценивают свой уровень здоровья, как хороший. Если сравнить с той же Финляндии, то там это процентное соотношение гораздо выше – 81%.

Стоит отметить, что среди участников опроса дети в количестве почти 32 миллионов, лишь треть имеют крепкое и стабильное здоровье, на момент проведения опроса. Российское Министерство также провело исследование в этой области и выявили, что лишь 15% учеников, закончивших среднюю школу, можно считать здоровыми.

А вот военкомат РФ, два раза в год проводящий мед.комиссию призывников, считает, что лишь 10-15% населения мужской половины не годны к службе в армии, т.е. обладают какими-то ярко выраженными дефектами.

Кстати, в 2020 году проводился массовый опрос на определение приоритетов у населения, который показал, что 78% людей на первое место ставят здоровье, и лишь 22% материальные средства.

О необходимости изменения федерального закона (ФЗ) об охране здоровья граждан свидетельствует неутешительная статистика. Следующие факты заставили пересмотреть Министерство РФ ФЗ об охране здоровья и издать приказ №323 (о нем речь пойдет в следующих разделах):

  • Средняя длительность мужской жизни

Эти показатели почти на 20 лет ниже, чем у стран-лидеров. К сравнению, испанцы, живут, примерно, по 92 года.

Уровень смертности превышает уровень рождаемости почти в два раза.
РФ занимает лидирующие позиции в Европе в смертельных случаях по причине инфицирования и туберкулеза.
Большая часть смертей происходит из-за нарушений деятельности сосудов и сердца. 57% мужчин и 41% женщин умерло за 2014 год от ишемии.

Каждый пункт этих неутешительных данных, заставляет социологов полагать, что РФ заражена устрашающим заболеванием – «депопуляция». Иными словами, стабильное увеличение смертности по отношению новорожденных за последний десяток лет приводит к снижению населения.

Последние статистические данные за 11 год в РФ утверждают, что уровень летального исхода достиг отметки в десять миллионов человек.

О полномочиях государства

  • проводить единую политику в сфере здравоохранения;
  • заниматься защитой прав и интересов граждан, обращающихся за медицинской помощью;
  • управлять государственной собственностью, которая используется в области здравоохранения;
  • заниматься организацией системы санитарной охраны на территории страны;
  • заниматься обеспечением единого санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации;
  • организовывать обеспечение медицинской помощью граждан, оказавшихся в зоне ЧС;
  • выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в сфере охраны здоровья (выдавать лицензии частным клиникам, специалистам, оказывающим определенные услуги, и т. д.);
  • следить за соблюдением регламентов в области охраны здоровья;
  • вносить изменения в действующие протоколы и стандарты оказания медицинской помощи;
  • следить за тем, чтобы актуальные протоколы были доступны работникам системы здравоохранения;
  • вводить единые системы баз данных, используемые для нужд здравоохранения;
  • организовывать системы первичной медицинской помощи;
  • организовывать оказание скорой и неотложной помощи;
  • организовывать системы обеспечения граждан донорской кровью и ее компонентами;
  • заниматься организацией медицинской помощи спортсменам, которые играют за сборные команды России;
  • заниматься проверкой качества изделий медицинского назначения, а также побочных и нежелательных действий лекарственных препаратов, которые применяются на территории Российской Федерации;
  • следить за достоверностью статистических исследований, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями;
  • организовывать и координировать проведение научных исследований и разработок в области охраны здоровья;
  • организовывать сотрудничество российских и зарубежных учреждений, занимающихся оказанием услуг медицинского характера;
  • обеспечивать лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, препаратами, необходимыми для поддержания нормального состояния здоровья и контроля за течением заболевания;
  • организовывать обеспечение больных туберкулезом (в том числе и зараженных бактериями, имеющими широкую лекарственную устойчивость) всеми необходимыми лекарствами и изделиями медицинского назначения;
  • организовывать системы лицензирования и сертификации специалистов, которые имеют право на оказание услуг медицинского характера.

Об основах охраны здоровья

Охрана здоровья граждан – это комплекс мероприятий как медицинских, так и экономико-социальных направлений, имеющие главную цель – укрепить физическое и психосоматическое состояние населения и конкретного гражданина. Кроме того, в эту совокупность мер включены поддержка долгоденственного срока жизни, воспитание инициативной позиции и уделение помощи медицинского назначения на случаи потери здоровья.

Примечательно, что охрана здоровья и мед.помощь – это разные понятия. Даже в Конституции РФ они имеют разные пункты в статье.

Если говорить об охране здоровья, то оно представляет себя многогранность, а помощь медицинского характера является подходом к конкретному человеку, и оказывается российское Министерством здравоохранения и его структурных подразделений.

Две системы хотя и разнонаправлены, но всё же созданы для дополнения друг друга. Сотрудники Министерства РФ полагают, что улучшив здоровье нации, планомерно улучшится и благополучие отдельных индивидуумов.

Основные принципы охраны здоровья состоят из следующих пунктов:

  • организация охраны здоровья;
  • соблюдение конституционных прав;
  • права семьи в сфере охраны здоровья;
  • проведение мероприятий по профилактике;
  • получение общего доступа к мед. и соц. помощи;
  • защита соц. характера всех людей в случаи потери здоровья;
  • повышение ответственности российского Министерства (РФ), физ.лиц, ИП, лиц в должностях в сфере здоровья.

Для гарантированного благополучного состояния населения задействованы такие подразделения и структуры, как:

  • российское Министерство здравоохранения;
  • Министерство по ЧС;
  • ФФ социального и мед.страхования;
  • санитарные службы российского Министерства ОВД;
  • гос.сектор и другое.

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Каждый из перечисленных органов в полной мере или частично ответственен за сохранение и поддержание здоровья населения, а также разрабатывает и проводит для этого специальные мероприятия.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации