Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Программа «доступная среда»

Программа «Доступная среда» и её законодательная база

Благодаря данной программе (документу) мировое сообщество, а также сами граждане увидели, что в России готовы обеспечивать людей с ОВЗ правами на реабилитацию и адаптацию. При этом решено ориентироваться на международный договор, то есть конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Эксперты говорят о том, что комплекс мероприятий, призванных обеспечить доступность среды, условно делится на части (они кратко упоминались выше):

— 2011 – 2012 гг. – происходило формирование нормативной базы, формулировались конкретные задачи, обозначались финансовые источники;

— 2013 – 2015 гг. – используя часть средств из федерального бюджета, создавали реабилитационные центры, оснащали их спецоборудованием (это касалось также образовательных и медицинских учреждений);

— 2016 – 2018 гг. – происходило завершение основных задач (процесс контролировался субъектами страны);

— 2019 – 2020 гг. – должны подводиться итоги программы с последующим опросом, касающимся оставшихся проблем у людей с ОВЗ в плане доступности.

По итогу члены Правительства (точнее, Министерство труда и социальной защиты РФ), на которых возложена ответственность за реализацию программы, обязаны сообщить о выполненной работе, достижениях и оставшихся проблемах. В качестве участников программы обозначены ведомства и госучреждения, например, Министерство промышленности и строительства, Фонд социального страхования и тд.

Нормативными актами, регламентирующими программу в 2018-2020 гг. можно назвать:

— Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.

— Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.

— Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.

К слову, о реализации пунктов эксперты предлагают узнавать из публикуемых ежегодных отчётов, где обозначена информация о результатах, статистике и финансовом обеспечении.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

Постановление по созданию доступной среды для инвалидов

На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность проведения мероприятий, направленных на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности. Порядок и сроки разработки таких мер утверждены постановлением по созданию доступной среды для инвалидов, утвержденным Правительством РФ от 17 июня 2020 г. № 599 которое вступает в силу с 1 января 2020 г.20 Регионы на своем уровне реализуют требования международных и федеральных нормативно-правовых актов о повышении уровня доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, расположенных на их территории. Так, в Законе г. Москвы от 17 января 2001 г. №3 о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов указывается, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

  • визуальной и звуковой информацией;
  • специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
  • звуковой сигнализацией у светофоров;
  • телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
  • санитарно-гигиеническими помещениями;
  • пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
  • пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
  • специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
  • пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
  • пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Дополнительно Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» вменяет в обязанность органам государственной власти, также организациям, оказывающим услуги населению, проводить инструктажи и обучение специалистов, которые работают с инвалидами, по вопросам обеспечения доступной среды для инвалидов и услуг для лиц с ограниченными возможностями.

Если уже построенные объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов без проведения их реконструкции или капитального ремонта, то до этого времени собственники таких объектов должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, по возможности, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или дистанционно. Такие меры подлежат согласованию с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего поселения, муниципального района, городского округа.

Региональные особенности «Доступной среды»

Данная госпрограмма реализуется в любом округе Российской Федерации.

Именно здесь тренируются паралимпийские теннисисты, занимающиеся в колясках. Здесь находятся адаптированные гигиенические комнаты, парковка, а также здание оборудовано тактильными схемами для передвижения по комплексу.

С две тысячи двенадцатого года, детсады, школьные учреждения, а также психологические, медицинские и социальные центры оборудуются специализированными средствами для передвижения и комфорта инвалидов.

Были установлены системы по вызову персонала, оборудование, усиливающее звук, мнемосхемы и другие вспомогательные средства для людей с инвалидностью.

В Питере соцподдержка граждан с ограниченными способностями является приоритетным направлением деятельности. В этой области активно содействуют улучшению жизни инвалидов.

В этом округе активно развиваются школы, которые обучают детей с тяжелыми, или множественными отклонениями в развитии. Такие учреждения располагаются в Калининском, Адмиралтейском, Приморском и Выборгском районах.

Помимо этого, региональными властями производится введение в линию подвижного состава городского транспорта, который имеет более низкий пол, выдвижные платформы для комфортного заезда инвалидов в транспорт.

Также, активно работают над облегчением посещения метрополитена.

Услуги по организации доступной среды для инвалидов на транспорте

Осуществляя услуги по организации доступной среды для инвалидов, перевозчик на железнодорожном транспорте и владелец инфраструктуры должны обеспечить доступность объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг инвалидам наравне с другими пассажирами, в том числе:

  • оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
  • дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;
  • ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме.
  • помощь при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него, до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда, а также обеспечение посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него;
  • предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок;
  • допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Государственная программа «Доступная среда»для инвалидов предусматривает в поездах дальнего следования пассажирам из числа инвалидов безвозмездно предоставлять вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски, а также обеспечивать провоз собак-проводников при наличии специального документа. На железнодорожных вокзалах и в поездах дальнего следования обслуживать пассажиров должны сотрудники, прошедшие инструктаж или специальное обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов. Пассажиры, являющиеся одновременно инвалидами по слуху и зрению, принимаются к перевозке железнодорожным транспортом общего пользования только в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.

Согласно программе «Доступная среда для инвалидов» в 2020 году при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом пассажирам из числа инвалидов должны быть обеспечены условия доступности перевозки как их самих, так и багажа. Условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами должны удовлетворять тем же требованиям, что и для железнодорожных перевозок.

Подпрограммы

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» предполагает выполнение некоторых других подпрограмм. Ведь только комплексный подход к проблеме интеграции и абилитации инвалидов способен повысить качество жизни людей и улучшить их здоровье.

  1. Любой телеканал обязан транслировать скрытые субтитры всех телепередач, которые выходят на них. В противном случае компанию ожидает штраф.
  2. Определенная часть бюджета программы должна быть направлена на финансирование заведений, в которых проводится физическая реабилитация. Также поддержка оказывается организациям, обучающим физических терапевтов и инструкторов ЛФК.
  3. Комиссии по медико-социальной и психологической экспертизе должны быть увеличены для того, чтобы справиться со всем потоком нуждающихся в этой услуге граждан.
  4. Во всех образовательных учреждениях должны быть установлены пандусы и подъемники, которые обеспечат свободный доступ в здание для учащихся в нем инвалидов. При этом туалеты в помещениях также должны быть оборудованы с учетом их особенностей и ограничений.
  5. В здании также должен быть лифт или иное подъемное устройство в том случае, если оно состоит из нескольких этажей.

Несмотря на то, что государственная программа РФ «Доступная среда» практически подходит к концу, далеко не во всех учебных и медицинских учреждениях сделана среда для комфортного передвижения инвалидов. И если реабилитационные центры изначально строились под нужды людей с ограниченными возможностями, то обычные здания (торговые центры и магазины, детские сады и другие бюджетные учреждения) далеко не всегда вписываются в нормы программы. Некоторые пункты «Доступной среды» выполняются лишь на бумаге, а на практике оказываются совершенно не приспособлены к использованию. Это касается, например, неудобных пандусов, которые имеют слишком острый угол подъема или неправильную ширину. К сожалению, это до сих пор остается довольно серьезной проблемой. Что делать, если вы столкнулись с подобными ограничениями на своем опыте?

Сферы жизнедеятельности

В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.

Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

Этапы реализации программы

С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:

  1. 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
  2. 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
  3. 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
  4. Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
  5. 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.

Доступная среда для инвалидов — что за программа?

Чтобы облегчить существование лиц с инвалидностью и вывести в качество их жизни, одним из профильных министерств (Минтруда) разработана гос. программа «Доступная среда». Каждое десятилетие в нее вносят поправки, приближая строительные нормы к мировым, а морально устаревшие параметры заменяют современными.

  • комфорт использования объектов;
  • бережное отношение к инвалидам и их проблемам в обществе;
  • модернизация объектов и свободный доступ к ним МГН.

Ныне программа на четвертом этапе. Благодаря ей разработаны правила проектирования, организации инвалидов заявляют о себе, дети-инвалиды получили право на удобства в школах, кафе и концертных залах, а взрослые — минимальные удобства на работе.

Документы по доступной среде

Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.

Гарантии в Конституции — основном законе государства (статья 27).

Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос. чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.

Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях

Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос. учреждений.

  • Системы информирования.
  • Тактильные знаки.
  • Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
  • Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.

Все приспособления имеют гигиенические сертификаты и могут использоваться в учреждениях для инвалидов.

Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.

Доступная среда для детей инвалидов в школе

Школы и сады в большинстве проектировались лет 40-50 назад. Потребности подрастающего поколения на инклюзии не учитывались. Поэтому доступность для них предполагает модернизацию: входов, лестниц, школьной территории. Переоборудование туалетов, пандусы на входе — только начало. Системы оповещения, «доводчик» на входе, перила с округлыми краями. «Доступная среда» в школе — это материалы и оборудование: нескользкие панели, шероховатая плитка под ногами, навигационные системы, звуковые и световые маяки, тактильные таблички.

Стандарты предполагают:

  • В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
  • В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
  • Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
  • Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
  • Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
  • По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.

Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.


Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Особенности программы «Доступная среда» в регионах

В качестве яркого примера осуществления программы в Москве можно назвать «Теннис парк» (Рязанский проспект). Данное спортивное сооружение полностью безбарьерное и позволяет паралимпийцам на колясках готовиться к соревнованиям по теннису. В здании присутствуют адаптивные санитарные комнаты, тактильные схемы движения. Не обошлось без удобной парковки. Во многих учебных заведениях сделали электронное табло, «бегущую строку», мобильный лестничный подъёмник, телескопический пандус, информационный терминал.

В тверской области необходимым оборудованием активно оснащают учреждения культуры и центры по трудоустройству населения. К примеру, за время работы программы приобрели систему вызова персонала, а также мнемосхемы, оборудование для звукоусиления и некоторые другие техсредства.

В Санкт-Петербурге приоритетным направлением является социальная поддержка людей с ОВЗ, то есть здесь, прежде всего, стремятся улучшить качество жизни и положение лиц с инвалидностью в социуме. Хорошо развивается система организации учебного процесса детей-инвалидов (в том числе тех, кто не может передвигаться без помощи посторонних). В Адмиралтейском, Выборгском, Калининском, Приморском и Петроградском районах находятся коррекционные школы. Внедряются транспортные средства с выдвижными аппарелями и низким уровнем пола. Доступность метрополитена также является одной из задач.

Задачи и цели программы доступная среда

Рассматриваемая в рамках данного материала программа создана для того, чтобы воплощались следующие цели и задачи:

— оценка доступности услуг, объектов для лиц с ОВЗ, а также повышение этого уровня;

— обеспечение равноценного доступа для каждого инвалида к любой услуге, реабилитационному средству;

— модернизация государственных систем МСЭ;

— формирование дружественного отношения к инвалидам.

Главной целью «Доступной среды» называют создание условий для беспрепятственного доступа инвалида к приоритетному объекту, причём, к любому. Это же касается важных услуг. Помимо этого люди с ОВЗ должны быть переведены из пассивной экономической группы в более активную за счёт содействия в плане занятости и трудоустройства.

Существующие подпрограммы

Эксперты отмечают, что для обеспечения доступности в приоритетные для инвалида объекты и не только, реализуются определённые мероприятия, в частности:

— финансовая поддержка спортивных учреждений, где есть направленность на адаптивный для лиц с ОВЗ спорт и тд;

— обучение специалистов, которые войдут в состав психолого-медико-педагогической комиссии в ОУ и будут принимать решение относительно возможности ребёнка-инвалида получать образование в обычной школе;

— установка в ОУ реабилитационного, учебного, компьютерного оборудования, плюс, обеспечение автотранспортом, чтобы ребёнок с теми или иными нарушениями мог учиться наравне с другими детьми;

— субтитрование (скрытое) любой программы, идущей на общероссийских общедоступных телеканалах;

— приведение сооружения или здания в соответствие с правилами и нормами, определяющими доступность для лиц с инвалидностью (например, важно наличие лифтов, указателей и тд);

— приспособление входа, лестницы, съезда (пандусы), санитарно-гигиенического помещения, зоны оказания услуг и прочее.

Для усовершенствования механизма, в соответствии с которым человеку с ОВЗ предоставляются услуги МСЭ или по реабилитации, уделяется внимание таким моментам, как:

— пересмотр критериев и классификации, используемых при осуществлении освидетельствования;

— повышение качества мероприятий, проводимых в соответствии с ИПР и относящихся к абилитации детей-инвалидов;

— разработка и внедрение независимой оценки качества услуг, которые получает инвалид во время МСЭ.

Специалисты объясняют необходимость нового обоснования инвалидности повсеместным внедрением новых методик диагностирования и лечения. Например, требовалось заняться разработкой более подробных критериев для установления ограничений. Что касается улучшения качественной стороны такой услуги, как МСЭ, здесь реализуются меры по:

— обеспечению кадрового состава;

— открытости деятельности бюро;

— разъяснительным действиям, этике;

— профилактике коррупции.

Кроме того, нельзя упускать из вида клинико-функциональные особенности, которые имеют свои отличия на разных возрастных этапах. Известно, что в нескольких регионах страны с целью устранения социального риска доработка по данным вопросам выполнялась в 2018 году, а внедрение должно произойти в 2019 году.

Также поэтапно внедряют новые критерии и классификации, по которым определяют утрату профессиональной трудоспособности, произошедшую на фоне профзаболевания или несчастного случая. Плюс, есть требования, ориентируясь на которые должны проектировать здания для воспитательных, образовательных, реабилитационных учреждений

Например, тут важно:

— создавать небольшие классы или группы, внутри которых каждый ребёнок получает достаточное количество внимания;

— подготовить учебные места так, чтобы учитывались ограничения ребёнка;

— использовать новые технические средства и методы обучения;

— включать в здание реабилитационное медицинское оборудование.

Конечно, указанные пункты представляют собой лишь часть правил и норм, требующих осуществления и реального применения. Далее более подробно рассмотрим правила, с учётом которых проектируют современные жилые дома.

Дом и квартира

Не так давно маломобильным москвичам было трудно не только добраться куда-либо, но даже выйти из собственной квартиры. Сегодня в жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах. В ближайшие несколько лет вопрос должны решить: в 2018-м и 2019-м планируется устанавливать в год не менее 275 платформ в подъездах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы. Сейчас установлено около 1,1 тысячи таких систем, 107 из них появились в этом году.

Что делают для детей с инвалидностью?

Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.

На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.

Особенно важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью именно в детском возрасте, так как ребенок не должен ощущать значительного различия в общении со здоровыми детьми. Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла

Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла.

Поддержка для детей, по большей мере, осуществляется на региональном уровне:

  • В отдельных регионах готовят специализированных кадров для работы с такими детьми из логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и других направлений;
  • Некоторые области предоставляют городской бюджет для приобретения спец. оборудования для школ, восстанавливают здания для облегчения жизни детей;
  • Тамбовская область реализует программу образования без барьеров, в которую входит почти тридцать школ.

Важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями

То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации