Содержание
Болельщики в метро
Отдельно отметили гости чемпионата мира столичное метро, которое оказалось не только красивым, но и удобным. Также иностранцы подчеркивали, что в московском метро в отличие от многих городов других стран работает Wi-Fi. В день матчей проезд в метро, на МЦК, аэроэкспрессе и некоторых маршрутах наземного транспорта был бесплатным. В общей сложности за все время чемпионата было совершено пять миллионов бесплатных поездок. Большинство пассажиров выбирали метро, МЦК и монорельс (почти 3,8 миллиона бесплатных поездок). При этом суточное количество пассажиров столичной подземки во время чемпионата увеличилось на 300 тысяч.
Московский метрополитен вызвал у туристов самые восторженные отзывы. Так, Адриан из Аргентины отметил удобство пересадок между различными видами городского транспорта.
Понравились болельщикам и мониторы, которые установили в вагонах. На них велись прямые трансляции матчей. Экраны появились почти в 1900 вагонах.
Матчи полуфиналов ЧМ-2018 в метро посмотрели более 400 тысяч пассажировВ вагонах метро запустили телевещание
Завершение чемпионата и миллиарды дополнительных доходов
Финальный матч чемпионат мира состоялся 15 июля в «Лужниках». В этот день за трансляцией из Москвы наблюдали сотни миллионов человек по всей планете. Франция одолела Хорватию со счетом 4:2 и во второй раз в своей истории стала победителем мундиаля. На этом лучший чемпионат мира в истории футбола завершился. При этом он принес Москве не только месяц ярчайшего праздника, но и огромные доходы в столичный бюджет. Всего за месяц ЧМ-2018 болельщики потратили 14,8 миллиарда рублей. А обновленными стадионами и другим наследием футбольного чемпионата москвичи пользуются до сих пор.
ЧМ-2018 и программа поддержки промышленности повысили прибыльность московского бизнесаСергей Собянин: Вся инфраструктура ЧМ-2018 будет отдана москвичам
Помощь волонтеров
Проводить чемпионат мира помогали почти девять тысяч волонтеров. Из них пять тысяч человек — городские добровольцы. Они делали все, чтобы болельщики могли чувствовать себя в российской столице как дома.
Волонтеры работали по девяти направлениям: аккредитационный центр, транспорт, «последняя миля», медицинское обслуживание, туристические маршруты, информационные центры, обеспечение работы со СМИ, фестиваль болельщиков и городские мероприятия.
Впервые добровольцы работали с руководством ФИФА, высокопоставленными лицами и официальными гостями, а также участвовали в предматчевых церемониях — выносили изображения кубка и флаги команд-участниц.
Кампания по набору волонтеров на чемпионат мира по футболу — 2018 стала одной из самых крупных в истории волонтерского движения и побила рекорд мундиалей по числу поданных заявок от кандидатов. Желание стать добровольцами выразили около 177 тысяч человек.
Сергей Собянин: Во время ЧМ-2018 волонтеры стали лицом Москвы и всей страныКак чемпионат мира по футболу повлиял на развитие волонтерского движения
На всех языках мира
Для гостей столицы Москва приготовила обширную программу. В перерывах между футбольными встречами гости изучали культурные достопримечательности Москвы. Свыше 20 тысяч футбольных болельщиков из разных стран мира посетили бесплатные экскурсии по центру столицы.
Главный документ фаната — паспорт болельщика — давал возможность посещать многочисленные городские музеи, бесплатно ездить в день матча в городском транспорте, пользоваться другими услугами.
После старта чемпионата городские улицы стали местом круглосуточного веселья. Немало любителей футбола можно было встретить в те дни в «Зарядье» и Парке Горького. Болельщики радовались своим и чужим победам, размахивали разноцветными флагами и пели песни на всех языках мира. Иностранных гостей столица удивила своими достопримечательностями и гостеприимством жителей. В первые дни выделялись в Москве мексиканские туристы — это объяснялось тем, что их команда играла 17 июня свой первый матч в «Лужниках» (Мексика — Германия).
Обновленная Тверская улица также обращала на себя внимание туристов. «Москва! Первые впечатления
Тверская улица, красиво», — написал в «Твиттере» мексиканский болельщик Сесар Хименес.
Полюбились иностранцам и московские набережные.
«Ваш город очень чистый. Потрясающая архитектура, старинные здания. И я бы посоветовал всем своим знакомым прогуляться вдоль Москвы-реки. Очень красивые виды, уникальный пейзаж», — сказал болельщик сборной Мексики Кристиан.
Всего за время чемпионата мира Москву посетили 4,5 миллиона туристов. Больше всего — из Китая (223 тысячи), США (167 тысяч) и Германии (84 тысячи). Московские гостиницы были загружены более чем на 90 процентов, но никаких экстренных мер не понадобилось — туристическая инфраструктура была готова к мероприятиям такого уровня.
Многие решили остаться в Москве подольше. Чаще всего такое решение принимали гости из Австралии, которые жили в столице в среднем 15,8 дня (несмотря на то что их команда довольно быстро вылетела с чемпионата). За ними шли аргентинцы, мексиканцы (по 13,2 дня) и испанцы (10,6 дня).
Фестиваль болельщиков ФИФА
В дни матчей большой популярностью у любителей футбола пользовалась площадка фестиваля болельщиков ФИФА на Воробьевых горах. Игры там можно было смотреть на одном большом экране (16 на 9 метров) и девяти дополнительных (8 на 4,5 метра).
Всего на фестивале побывали 1,9 миллиона болельщиков (примерно 80 тысяч человек в день). Больше всего — из Мексики, Бразилии, Аргентины, Эквадора и Перу.
Интерес к совместному просмотру матчей был так велик, что 7 июля, когда Россия играла в Сочи матч четвертьфинала с Хорватией, в Москве была организована и вторая фан-зона у стадиона «Спартак». Встреча закончилось вничью со счетом 2:2, и была назначена серия пенальти. Однако во второй раз сборной России не повезло — хорваты оказались сильнее. Тем не менее выход в четвертьфинал тоже был воспринят болельщиками как большой успех. Ранее команде России никогда не удавалось достичь таких результатов, а сборная СССР в последний раз выходила в четвертьфинал в 1970 году.