Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Госдума приняла в i чтении проект бюджета пфр на 2019 год

Порядок формирования бюджета ПФР (доходы)

Основными источниками средств для формирования бюджета Пенсионного Фонда являются:

  • перечисляемые работодателями и частными предпринимателями по утвержденным законом тарифам и в определенные сроки, страховые пенсионные взносы;
  • дополнительные взносы, поступления от которых идут на выплату досрочных пенсий, уплачиваемые работодателями, имеющими рабочие места с опасными и вредными условиями труда;
  • сумма пеней и других финансовых санкций, наложенных на недобросовестных плательщиков взносов;
  • инвестиционные доходы, полученные в результате размещения временно свободных финансовых средств;
  • добровольные взносы, поступающие физических лиц и предприятий, не являющихся страхователями или застрахованными;
  • трансферты из государственного бюджета, за счет которых производятся выплаты по государственному пенсионному обеспечению и компенсируются выпадающие доходы;
  • иные источники не запрещенные законодательно.

Сам порядок формирования бюджета ПФР определяется условиями, изложенными в статье 17 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов по программе ОПС устанавливается законом также законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.

По системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) плательщики (страхователи) производят ежемесячные перечисления взносов в бюджет Пенсионного Фонда по следующим тарифам:

Условия и категории плательщиковТариф
Основной22% + 10%
Для организаций и ИП: применяющими УСН (упрощенную систему налогообложения); осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания населения; научно-исследовательскими, образовательными, относящимися к сфере охраны здоровья и фармакологии20%
Для предприятий и организаций, выплачивающих зарплату экипажам судов, за исключением нефтеналивных танкеров0%
Для субъектов хозяйственной деятельности, учредителями которых выступают бюджетные и автономные научные организации8%
Для резидентов ОЭЗ и предприятий, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность8%
Для организаций, работающих в сфере ИТ8%
Для участников проекта «Сколково»14%
Для участниками СЭЗ на территории республики Крым и г. Севастополя6%
Для резидентов «Территорий опережающего развития»6%
Для резидентов порта «Владивосток»6%

Функция по контролю над соблюдением порядка и сроков уплаты страховых пенсионных взносов возложена на ПФ РФ.

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Еще одним источником пополнения бюджета ПФР служат трансферты из федерального государственного бюджета, за счет которых:

  • происходит финансирование выплат ;
  • компенсируются выпадающие доходы ПФ в связи с установлением для отдельных категорий плательщиков пониженных страховых тарифов;
  • возмещаются расходы на выплату страховых пенсий в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов (служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и т.п.);
  • производятся федеральные доплаты пенсионерам, размер пенсий которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного для этой категории граждан по Российской Федерации.

Объем трансферта, направляемого из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ на ОПС, определяется как разница между суммой доходов ПФР, полученных от перечисления страховых взносов и расходов на выплату страховых пенсий, включая фиксированную выплату к ней, с учетом индексаций, производящихся ежегодно:

  • 1 февраля — на уровень инфляции за прошедший год;
  • 1 апреля — исходя из уровня доходов бюджета Пенсионного Фонда.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

3 декабря 2019

Принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 ноября 2018 года N 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7504) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 1:

а) в пункте 1 слова «в сумме 8 612 681 894,3 тыс. рублей, из них 8 568 594 926,8 тыс. рублей» заменить словами «в сумме 8 692 508 213,1 тыс. рублей, из них 8 648 129 667,3 тыс. рублей», слова «в сумме 3 319 200 201,7 тыс. рублей» заменить словами «в сумме 3 352 972 334,8 тыс. рублей», слова «в сумме 3 204 059,5 тыс. рублей» заменить словами «в сумме 3 565 904,5 тыс. рублей»;

б) в пункте 2 слова «в сумме 8 635 915 305,1 тыс. рублей, из них 8 568 594 926,8 тыс. рублей» заменить словами «в сумме 8 716 534 673,0 тыс. рублей, из них 8 649 214 294,7 тыс. рублей»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 24 026 459,9 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 1 084 627,4 тыс. рублей и объем дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 22 941 832,5 тыс. рублей.»;

2) в части 2 статьи 4 слова «в сумме 8 450 561 523,7 тыс. рублей» заменить словами «в сумме 8 531 100 586,6 тыс. рублей»;

3) приложение 3 изложить в следующей редакции:

«Приложение 3к Федеральному закону»О бюджете Пенсионного фондаРоссийской Федерации на 2019 год ина плановый период 2020 и 2021 годов»(в редакции Федерального закона»О внесении изменений в Федеральный закон»О бюджете Пенсионного фондаРоссийской Федерации на 2019 годи на плановый период 2020 и 2021 годов»)

Информация Пенсионного фонда России от 25 сентября 2018 г. “Госдума приняла проект исполнения бюджета Пенсионного фонда России за 2017 год”

28 сентября 2018

Сегодня на заседании Государственной думы был рассмотрен и принят проект федерального закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда за 2017 год.

Доходы бюджета ПФР в 2017 году составили 8 260,1 млрд рублей, что на 634,0 млрд рублей выше уровня 2016 года. Расходы бюджета ПФР составили 8 319,5 млрд рублей, что на 489,8 млрд рублей больше по сравнению с 2016 годом.

Бюджет ПФР исполнен с профицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в размере 109 млрд рублей, и с дефицитом по накопительной составляющей бюджета в сумме 168,4 млрд рублей. Указанное превышение расходов над доходами носит технический характер и связано с выплатой пенсионных накоплений, а также с переводом средств пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с выбором граждан. Дефицит по накопительной составляющей полностью обеспечен переходящими остатками средств пенсионных накоплений.

Страховые взносы составили наибольшую часть всех доходов в бюджет Фонда, увеличившись по итогам года до 4 480,9 млрд рублей (54,25% от общего объема доходов). Объем трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда составил 3 677,1 млрд рублей.

В 2017 году тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был установлен в размере 22% с сумм выплат до предельной величины базы и в размере 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Разница между тарифом в 22% и 26% компенсирована за счет трансферта из федерального бюджета в размере 434 млрд рублей

Поступления в бюджет Фонда позволили профинансировать выплату пенсий и пособий в полном объеме. С 2017 года осуществлен возврат к механизму индексации страховых пенсий и социальных выплат по фактической инфляции предшествующего года.

С 1 февраля размеры страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней у 31,4 млн неработающих пенсионеров были увеличены на 5,4%, исходя из роста потребительских цен за 2016 год. С 1 апреля размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров дополнительно увеличены на 0,38%.

В итоге средний размер страховой пенсии по старости увеличился за 2017 год на 590 рублей, или на 4,5%, и на конец 2017 года составил 13 762 рубля. При этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 1,6 раза и составил 13 677 рублей.

С 1 апреля 2017 года проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии) у 3,9 млн человек на 1,5%, исходя из темпа роста ПМП в РФ за 2016 год. Одновременно проиндексированы другие выплаты, размер которых зависит от роста социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии увеличился за 2017 год на 152 рубля и составил на конец 2017 года 8 797 рублей.

С 1 февраля также увеличены на 5,4% размеры ежемесячных денежных выплат для 15,4 млн федеральных льготников. На это было направлено 396,0 млрд рублей. В 70 регионах РФ была установлена федеральная социальная доплата к пенсии, повышающая пенсии до прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. Ее получили 3,9 млн человек. Всего на эти цели было направлено 96,8 млрд рублей.

В январе 2017 года Пенсионный фонд осуществил единовременную выплату к пенсии всем пенсионерам в размере 5000 рублей, на что был направлен 221 млрд рублей.

В 2017 году объем средств по программе материнского капитала составил 311,8 млрд рублей, при этом 91,7% было направлено в рамках улучшения жилищных условий семей.

Расходы бюджета Фонда на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ по софинансированию социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением пенсионеров компьютерной грамотности, составили 960,9 млн рублей. Субсидии предоставлены бюджетам 84 субъектов.

Исполнение бюджета ПФР по доходам, связанным с накопительной составляющей бюджета Фонда за 2017 год, составили 90,0 млрд рублей (в основном за счет средств, полученных от инвестирования), по расходам — 258,4 млрд рублей, из которых 240 млрд рублей было передано НПФ по заявлениям граждан.

Все социальные обязательства, возложенные на Пенсионный фонд, включая выплаты пенсий и пособий, а также мероприятия по повышению уровня пенсионного и материального обеспечения граждан, были выполнены в полном объеме.

В ближайшее время проект федерального закона об исполнении бюджета ПФР будет направлен для дальнейшего рассмотрения в Совет Федерации.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

На какой объем пособий можно рассчитывать гражданам в ближайшее время?

В бюджете ПФР на 2019 год заложена индексация на 7,05%. Начиная с июля прошлого года, от имени Правительства гарантировалась прибавка в объеме одной тысячи рублей.

Собственно, ради этой и последующих ежегодных прибавок, как анонсировалась индексация, и была затеяна весьма непопулярная реформа повышения пенсионного возраста.

Однако реформа вызвала широкий негативный резонанс в обществе. И не напрасно. Ведь обещанная сумма рассчитывались исходя из среднестатистической пенсии, равной 14414 р. Но в стране очень многие пенсионеры получают пособия в размере около 10 000 руб. и даже меньше. Соответственно, для них прибавка составит всего 700 руб.

Однако, исходя из пресловутого среднего пособия, в бюджете заложены следующие размеры ежемесячных дотационных выплат (руб.):

  • 2019 г. — 15 367;
  • 2020 г. — 16 284;
  • 2021 г. — 17 212.

К 2024 году размер отчислений в пользу пенсионеров планируется довести до 20 тысяч рублей.

Условия для работающих пенсионеров

Одним из доводов в пользу реформы повышения возраста послужил тот факт, что после выхода на заслуженный отдых, 35% граждан продолжают официально трудиться. Минтруд же озвучил еще более высокую цифру — 50% работающих пенсионеров.

Конечно, это мнение о «любви к труду» от лукавого. Большинство просто боится резкого сокращения финансовых поступлений, либо пытается создать небольшой резерв, получая одновременно зарплату и пенсию.

Еще одной неутешительной новостью для работающих пенсионеров является заморозка индексаций пенсионных выплат, начатая в 16 г. и не подлежащая отмене в году наступившем.

1 августа каждого года в беззаявительном порядке с учетом страховых взносов, уплаченных работодателем, происходит перерасчет выплат на стоимость накопленных баллов, максимум которых равняется 3 ИПК. Таким образом, с учетом СПК, максимальная прибавка, например в 2018 году, составила максимум 244 рубля.

После официального выхода на пенсию с предъявлением соответствующей записи в трудовой книжке пособие пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций, и новые начисления начнут поступать не через 3 месяца, как это было до 18 года, а со следующего календарного месяца.

Индексация социальных пенсий

Повышение пенсионного возраста коснется также категории граждан, претендующих на социальные выплаты по причине недостающего стажа или недостаточного количества баллов.

Разрыв между сроками получения пенсиона в 5 лет сохранится и будет ступенчато нарастать. То есть к запланированному 2023 году женщины смогут претендовать на соцпенсию в 65 лет, мужчины — в 70 лет.

Для тех, кто уже получает данный вид пособий предусмотрена ежегодная индексация, традиционно проводимая первого апреля.

Величина индексаций такова:

  • 2019 год — 2,4%;
  • 2020 год — 3,9%;
  • 2021 год — 2,7%.

Что касается размера социальных пособий, то соцпенсия не может быть меньше прожиточного минимума.

К тому же принято положение, отменяющее соцвыплаты в случае трудоустройства пенсионера. Вновь начисляться они будут только после увольнения труженика.

Последние новости

Обещанное повышение на 25% пенсий сельчанам, имеющим трудовой стаж на работе в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающим в сельской местности по настоящее время, требует некоторого пояснения.

25% — это индексация не всего размера пенсионных выплат, а лишь его фиксированной доли к страховой части.

Точно также рассчитываются доплаты для других категорий сельских жителей.

Посмотрите видео о бюджете ПФР на 2019-2020 годы

Основные характеристики бюджета ПФР на 2019-2020 годы

Для граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года, бюджетная система РФ представляет практический интерес. Ведь в документы отражены показатели, влияющие на размер будущих материальных выплат.

Ниже в таблице представлены характеристики по годам (для сравнения приводится 2018 год), применяемые при расчетах на пенсионном калькуляторе.

Параметры2018 г.2019 г.2020 г.
Максимальный размер базы для начисления взносов в страховую часть пособий, тыс. руб.102111291248
Фиксированная ставка к страховым дотациям, руб.4982,95334,195686,25
СПК — цена одного ИПК, руб.81,4987,2493,00

Как видно из таблицы, плановые показатели растут по годам на величину утвержденной индексации, которая составляет по годам:

  • 2019 г. — 7,05%;
  • 2020 г. — 6,6;
  • 2021 г. — 6,3%.

Однако необходимо учесть, что индексации коснуться только тех граждан, которые не работают, будучи в статусе «пенсионер», то есть, если человек оформил пособие, например, в 2018 году, но продолжает трудиться то ИПК для него «заморожен» в объеме, законодательно закрепленном на дату выхода по выслуге лет.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации