Ожирение отца связано с риском ракового заболевания у ребенка

Мужчины, страдающие ожирением, имеют больше шансов стать отцом ребенка с риском развития ракового заболевания, чем те, кто имеет нормальный вес. Исследование на данную тему было проведено в госпитале Университета Дьюк. Результаты опубликованы в издании BMC Medicine. Предыдущие исследования показали, что питание и вес матери могут повлиять на здоровье будущего ребенка, в том числе и на развитие такого заболевания как рак.

Понижение уровня метилирования (гипометилирование) кодировки гена IGF2 (фактор роста, подобный инсулину) среди младенцев повышает риск развития рака в процессе взросления. Ученые говорят, что у детей, отцы которых страдают ожирением, они обнаружили снижение уровня метилирования цепи ДНК с геном IGF2 в эмбриональных тканях (образцы взяты со связок).

Исследователи собрали и проверили данные о весе родителей, а также сравнили эпигенетическую информацию их новорожденных детей. Это стало частью Исследования Эпигенетики Новорожденных (ИЭН). ДНК является собранием генетических данных, которые дети наследуют от своих родителей, а эпигенетический отпечаток контролирует активность этих генов.

IGF2 отвечает за рост, что особенно важно в период развития эмбриона. Гипометилирование ДНК, а также другие неправильные способы контроля этого гена ассоциируются с раковыми заболеваниями.

Ген IGF2 подлежит гипометилированию среди младенцев, чьи отцы страдают от ожирения, объясняют ученые. В случае матерей, страдающих ожирением, данное явление не наблюдается.

Ведущий автор исследования доктор Адельхайд Собри говорит:
«В процессе дозревания спермы некоторые участки ДНК могут оказаться чувствительными к внешним повреждениям, связанным с окружающей средой; эти эффекты могут передаваться последующим поколениям. Возможно, питание и гормональный уровень отцов, страдающих ожирением, ведет к неполному метилированию ДНК или возникновению нестабильного геномного отпечатка клеток мужского семени. Для подтверждения наших предположений потребуется проведение дополнительных исследований».

Доктор Катрин Хойо, участник ИЭН, объясняет: «В общем, эпигенетические отметки подлежат перепрограммированию в период дозревания спермы и яйцеклеток, соответственно, питание, образ жизни и окружающая среда родителей в данное время непосредственно влияет на развитие ребенка и его будущее здоровье».

Эпигенетика ожирения в контексте поколений
Ученые Медицинского Колледжа Бэйлор, проводившие эксперимент с беременной мышью, имеющей лишний вес, обнаружили, что химические изменения в экспрессии генов (эпигенетика) могут сказаться на будущих поколениях.

В статье, опубликованной в «Международном журнале ожирения», исследователи предполагают, что одной из причин набора веса является влияние материнского ожирения на формирование регуляторных механизмов массы тела эмбриона до и во время беременности. Другими словами, ожирение матери способствует развитию этой проблемы и в последующих поколениях.