Английская живопись XVIII века

На протяжении столетий при дворе английских королей творили, в основном, иноземные мастера, выходцы из Германии. Они создавали многочисленные портреты английской знати, при этом портрет на заказ раньше как и сейчас пользовался большой популярностью. В XVII веке работал Годфи Неллер, который оставил нам портреты интеллигенции Англии (скульптора Гиббонса, философа Локка). Формы помпезного барочного портрета приобретают чисто английскую сдержанность и элегантность.

Уильям Хогарт – самый яркий и самобытный автор английского Просвещения. Художник обращается к образам простолюдинов. Одно из самых жизнерадостных его полотен – «Девушка с креветками». Лицо девушки светится улыбкой, лучистые глаза радостно сияют, по плечам рассыпались кудрявые волосы. Весь облик её излучает жизненную энергию, светлую, активную радость бытия.

Хогарт – мастер сатирической гравюры. Его наблюдательность, едкая ирония сродни английской литературе эпохи Просвещения. Гравюры Хогарта «Карьера куртизанки», «Карьера мота», выполненные в 30-е годы XVIII века, распространились по всей Европе.

Глава английской школы второй половины столетия – Джошуа Рейнолдс. Это был первый президент соответствующей Королевской Академии художеств, он был талантливым живописцем и теоретиком искусства. Барочная пышность, колонны, драпировки барокко сочетаются со стремлением автора подметить характерные черты модели. Так в облике закалённого в морских бурях адмирала проступают черты мечтательного и надменного кавалера («Портрет лорда Хизофильда»). Женские портреты Рейнолдса проникнуты светлым лирическим чувством («Портрет Элли Брин»).

В творчестве художника сказывается и барочная традиция превращать свои модели в богов и богинь. Так, Сарра Сидднс, знаменитая английская актриса, восседает на облаках, словно играя роль трагической музы, окружённой аллегорическими фигурами. Мифологическая композиция «Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» была создана по заказу русской царицы Екатерины II и прославляла победы молодой России. Как и в портретах, в это академическое полотно, созданное в 80-е годы, проникает стремление автора к жизненной достоверности. Чрезвычайно выразителен крепыш Геркулес, деловито расправляющийся со змеями. Над ним простирает руку героиня с чертами мисс Сиддонс, словно исполняющая одну из своих ролей.

Томас Гейнборо – один из самых поэтичных английских художников, который некогда проживал в Бирмингеме. Его образы естественны и погружены в мир мечты, поэзии. Такова знаменитая «Дама в голубом». Фигура молодой женщины легка и грациозна. Она чуть склоняет голову, словно под тяжестью пышного головного убора. Колорит полотна строится на бесчисленных оттенках серебристо-серого, розового, голубого тонов. Образ удивительно сердечен, музыкален, проникнут тонкой, изысканной красотой.

Генри Реберн и Джордж Ромни завершают период расцвета английского портрета. Портреты Ромни мастерски выполнены, изящны. В работах Роберна ощущаются веяния новой романтической эпохи («Портрет Элинор Бютон»). Изображённые английскими авторами люди любезны, иногда мечтательны, приветливы, но «не пускают».

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.