Мерная ложка к любому обеду

Когда режиссер берется за постановку по Шекспиру, страх его преследует обычный – не быть банальным. Пугает не величие почтенного драматурга или высокий слог текста, а собственно сам зритель – чтобы не фыркнул или, не дай бой, не заснул. Ведь миру явлены столь виртуозные образцы того, как должны быть сыграны спектакли по пьесам гениального Шекспира, что с каждым разом все труднее браться вновь за эту ношу.


Вот «Гамлет» или «Ромео и Джульетта» — груз почти неподъемный, настолько осела на нем за несколько столетий слава различных исполнителей и режиссеров. Тут, пожалуй, выбить пыль предшествующих эпох возьмутся только экстравагантные смельчаки – Баз Лурман, устраивающий перестрелку бандитских кланов под жаркие диалоги Ромео и Джульетты, или Том Стоппард, решающий вдруг не переписать, а дополнить «Гамлета» своей фантазией «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». А это значит, Уильяму Шекспиру до сих пор не спится – молодые и дерзкие, зрелые и убеленные сединами творцы берутся снова тормошить ушедшего поэта.


Нижневартовский драматический театр, отличающийся молодостью актерского состава, тоже не исключение. Здесь наследие поэта, чья биография до сих пор – источник невероятных догадок и мистических версий, решено использовать как ключ к разгадке истории собственной страны. Как отмечает приглашенный из Москвы режиссер Даниил Безносов, в спектакле по комедии Шекспира «Мера за меру», премьера которой состоялась нынче на нижневартовской сцене, решено было смешать приметы разных периодов – разгул и безалаберность современной гламурной молодежи, ужас лагерей тоталитарного режима и чехарду власти брежневских времен. Смешивать, но не взбалтывать. Однако зрителю не стоит рассматривать новый спектакль «Мера за меру» как исторический детектив-расследование. Услышав ершистые диалоги персонажей, реплики, звучащие не хуже увесистых пощечин, вы вновь поймете, насколько гениален был Шекспир. Потому что все сказанное со сцены очень точно и целиком о нас.


Венский герцог Винченцо (Андрей Сенько) решает покинуть свой народ, отдав бразды правления доверенному лицу, наместнику Анджело (Валентин Горбатов), в моральных качествах которого сомневаться еще не приходилось. Кивок на советскую эпоху чувствуется сразу – в момент передачи власти хозяин земли и его свита появляются с тяжелых драповых пальто с каракулевыми воротниками и в головных уборах того же исполнения. Мерцают вспышки фотокамер, и даже начинаешь ждать – вот-вот случится крепкий «брежневский» поцелуй меж герцогом и наместником как признак особого расположения друг к другу.


Винченцо удаляется, строгий деловой костюм меняет на монашеское обличье и начинает со стороны наблюдать, как поведет себя его наместник.  Тут-то и грянуло время первых репрессий – сдобренный внезапно свалившимися полномочиями Анджело решает бороться за «облико морале». Нельзя жить во грехе, детей плодить вне брака и заниматься продажей любви – главная статья, по которой тут же находятся преступники во всей Вене. Ночных бабочек с мамашей Перепрелой заковывают в цепи. В борьбе за чистоту страдает и молодой дворянин Клавдио (Роман Горбатов), поскольку от него одна девица по имени Джульетта (Евгения Дубовик) затяжелела, а перед богом парочка еще не венчана.


За брата вступается его сестра Изабелла в исполнении актрисы Алены Михеевой. Она отправляется на поклон к разбушевавшемуся Анджело и (что бы вы думали?) получает банальное предложение отдаться во спасение нерадивого родственника, которому на рассвете уже натянут повыше виселицу. Вот здесь поведение Изабеллы, пожалуй, будет непонятно современной молодежи: девица за возможность все же остаться девицей решает – пусть брательника повесят. Какое ханжество, скажете вы. Стоит ли жизнь родного человека целомудренности сестры? Стоит, решает Изабелла, и перед казнью пытается утешить Клавдио горячими речами. Антракт.


Во время перерыва очень удобно поближе рассмотреть декорации-трансформеры, созданные сценографом Михаилом Кукушкиным и нашим строительно-промышленным комбинатом. Из декораций, похожих на множество дверей, действительно способны появиться то кабинет властителя, то зал суда. Иногда они обращаются в глухой тюремный коридор или шумный бордель. Ответственный за гардероб всех персонажей – главный художник театра Вячеслав Зайчиков, для постановки черной комедии о нравах он выбрал ярко выраженную гамму, без полутонов – звериные оттенки черного, белого и красного.


А далее, чтобы больше не заниматься пересказом, сразу обратимся к финалу – счастливому не в пример «Гамлету» и «Ромео и Джульетте». Триумфальное возвращение Винченцо и разоблачение святоши Анджело, и свадьбы, свадьбы, свадьбы… Никого не порешили, всех поженили. Просто какой-то Год семьи в шекспировской Вене. Даже злодея Анджело наказали брачными узами, да и Винченцо не уберегли – влюбился таки в добродетельную Изабеллу.    


Вы лучше обратите внимание на оригинальные детали, которыми изобилует полотно спектакля. Электронные часы, отчитывающие время до казни Клавдио, сотовые телефоны в карманах широких брючин заключенных, ружье в руках контуженного Локтя и шатающаяся по сцене скамейка подсудимых. Все это под соусом живого текста от переводчика Осии Сороки, в котором даже имена персонажей переведены с изрядной долей иронии — глупого дворянина кличут Пенистым, мамашу ночных бабочек — Перепрела, а палача и вовсе — Суккенсон. В итоге на сцене получается эдакий задиристый капустник с почти студенческим настроением. Наблюдая за ним, понимаешь – как все-таки хорош Валентин Горбатов в образе злодеев с отрицательным обаянием (такой стальной блеск в глазах!), и насколько богаты дарованием комиков наши актеры – к примеру, придите посмотреть на игру Александра Лебедева. Он в спектакле «Мера за меру», как говорит молодежь, «полный отпад».


Эльвира Таран.

При этом на свадьбе гостей принято угощать самым лучшим, поэтому и торт из магазина не подойдет. В компании «Столичный кондитер» вы можете заказать торт на свадьбу, который не только понравится всем гостям, но и поразит их своей красотой и оригинальностью, а вкусовые свойства будут полностью зависеть от ваших предпочтений.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.