Остапа Бендера,наверняка, списали с Фигаро

Нижневартовская публика, хлынувшая нынче на гастрольный спектакль театра Армена Джигарханяна «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (так уж диктует возраст!), сразу оказалась на разных берегах. Зритель зрелый шел сравнить современную постановку с давнишним «Фигаро», где ослепительно блистал Андрей Миронов. Театрал молодой жаждал встречи с популярными киноактерами — Андреем Мерзликиным, Александром Бухаровым, Еленой Ксенофонтовой. Что же каждый из них в итоге получил? Давайте рассуждать.


На юбилейных гастролях в нашем округе (а театру Джигарханяна исполнилось десять лет) актеры комедию непревзойденного Пьера Огюстена Бомарше давали в сто пятидесятый раз. Однако в сравнении с 18-летним служением Андрея Миронова роли Фигаро количество не такое уж и большое. И все же события в пьесе столь же актуальны и головокружительны, приключения — опасны, а аферы — успешны. Итак, «с блеском легкой болтовни» спектакль начался.


А потому стоит отвлечься на время от оставленной нам в наследие советской  телепостановки «Фигаро» и все пока отдать на откуп версии наших дней. На сцене в ожидании героев огромный крутящийся куб, с легкостью превращающийся то в брачное ложе плута Фигаро, то в опочивальню графа Альмавивы, а то и вовсе в зал суда. Благо римские шторы — украшение куба — венчают этот замысел успехом. Искусственное небо заменяют китайские фонари, дающие чуть приглушенный свет, а все пространство зала наполняет джазовая музыка. Так сразу пропадает мысль, что произведение Бомарше нам разыграют в классическом формате. Это ожидание, наконец, укрепляет появление готовящегося к свадьбе с Сюзанной Фигаро в исполнении Андрея Мерзликина. И нет в нем той брутальности, навязанной киноролями. А на сцене появился совсем другой Мерзликин — незнакомый нам доныне театральный актер. Хотя спортивная фигура, фирменная улыбка, пружинистая походка — это уж налицо как есть, как на экране. И никаких вам кружев и камзолов, Фигаро почти наш — в классичес
ких черных рубахе и брюках.


Быстрые, почти танцевальные движения героя, его скороговорки с невестой Сюзон (вот так вот с французским прононсом), скорее, напоминают мюзикл. Рядом с нагловатым лисом Фигаро оказывается совершенно невероятная Сюзон, вылитая хабалка с крикливыми интонациями и абсолютным бесстрашием в глазах. Такую хоть за рыночный прилавок, хоть границу охранять: муха не пролетит. Ну что ж, такую Сюзанну мы точно не видели. Здесь актриса даже затмевает по силе темперамента Мерзликина.


Тот же трюк ловко проделывает Елена Ксенофонтова, играющая графиню. На фоне ежесекундно меняющейся, трогательной и нелепой госпожи ее супруг Альмавива теряет годы, считай, выглядит совсем беспомощным мальчишкой. И зачем он только решил ее дурачить? В этом феномен театра — когда стервозные и чопорные героини Ксенофонтовой из телевизора перевоплощаются в наивных, добродушных персонажей. Но графиня Ксенофонтовой какая угодно, только не глупая, не пешка в затеянной игре. Из любой предложенной своими слугами аферы графиня выходит сухой, только перышки поправит и смущенно улыбнется графу.     


А потому благодаря экзотическим, выполненным в восточном стиле декорациям стирается временное пространство. Расскажи Фигаро о некоторых эпизодах своей биографии, употребляя в качестве даты «нулевые годы», мы бы ему поверили. В конце концов, даже Остап Бендер не оригинален, наверняка немного списан с хитроумного Фигаро. И Севилья здесь совсем не Севилья, пожалуй, больше напоминает американский мегаполис. При этом никакого перекоса в современность — ни сленга, ни телефонных переговоров, зато все те же милые штучки ХVIII века — ленточки, веера, шляпные коробочки, вуали.


Что же касается сюжета, то молодые зрители, слава богу, ликовали и сопереживали. И это совсем не потому, что на сцене события минувших дней разыгрывают популярные актеры. Но, согласитесь, не хватает в спектакле поединка между графом и его слугой. Никто не высекает искры, как это происходит на старой пленке с записью «Фигаро» в исполнении Андрея Миронова. И вряд ли кто-то из современных постановщиков поспорит с красивейшим оформлением того давнишнего «Фигаро» в сплетении с бессмертной музыкой Моцарта и изысками от Вячеслава Зайцева: помните, Миронов то и дело представал в разных изумительных одеяниях. Говорили, что «по сравнению с другими севильскими цирюльниками — беззаботными и белозубыми — он был странно сосредоточен и виртуозно остроумен». 


«Безумный день» от актеров Джигарханяна не значит хуже, он — другой. Это новое прочтение, в которое, уверена, влюбилась нижневартовская молодежь. И в этом же, надеюсь, читается светлая печаль нашего старшего поколения по «Женитьбе Фигаро» с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом.


Хулиганская версия пьесы Бомарше, которую мы увидели, вот уже седьмой сезон собирает полные залы, и не только в столице. И ее еще ждет долгая жизнь: как сообщается на сайте московского театра, на импровизированном банкете в Сургуте после отыгранного сотого спектакля Елена Ксенофонтова свой первый тост произнесла именно в честь тех, кто начинал шествие «Фигаро» в 2001 году.


P. S. Сразу после спектакля Андрей Мерзликин дал нашей газете эксклюзивное интервью. О том, почему нападали поклонники фильма «Бумер» на актера, о съемках у Бондарчука и Михалкова, а также почему Мерзликин не снимается сейчас в сериалах, читайте в ближайших номерах «МВ». 


Эльвира Таран.

После определения с точной датой регистрации в Загсе начинают готовиться к празднику, а друзья и родственники уже готовят поздравления. И если нужно, поздравления на свадьбу другу вы найдете на sms-guru.ru. Вначале надо выбрать наряды для жениха и невесты. Сегодня многие магазины располагают большим ассортиментом свадебных платьев. Если прежде невесте приходилось одевать только белое платье, то сейчас можно выбрать любой цвет платья в соответствии со вкусом и предпочтениями невесты. В некоторых магазинах предлагаются сразу свадебная обувь и обязательные аксессуары к наряду.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.