Еду — на борт! Или чем нас кормят в кухнях самолетов?

Что самое приятное для авиапассажиров во время перелета? Конечно же, еда, ответит большинство людей. И будут правы. Для того чтобы накормить пассажиров воздушного судна, в каждом аэропорту есть специализированное предприятие, где готовят и доставляют питание на борта самолетов. Совсем как хозяйки домов готовят завтраки, обеды и ужины для всей семьи, с радостью используя передовые кухни на заказ на сайте pr-kuhni.ru которые может посмотреть каждый, так и работники общепита авиакомпаний ежедневно готовят еду для авиапассажиров. Дело это тонкое и весьма ответственное.


Близко к летному полю…


Куриными окорочками пассажиров в воздухе не накормишь. Грызть косточку или пилить антрекот пластмассовыми столовыми приборами на откидывающемся авиационном столике — малоприятное и нереальное занятие. Уже только то, что ты находишься в воздухе, предполагает: если рыбное филе, то без косточек, а мясную поджарку — мелкими кусочками. Бортовое питание — значительная составляющая сервиса, предоставляемого аэропортами. В некоторых из них предприятия бортового питания обслуживают только рейсы своей авиакомпании, остальным предлагают то же самое меню. А вот цех бортпитания ОАО «Нижневартовскавиа» работает со всеми авиакомпаниями, чьи самолеты летают в наш город (а их более двух десятков), для каждой отдельно разрабатывает спецификацию блюд и рацион. Работа по договорам предполагает согласование меню и для пассажиров, и для экипажа. Четыре варианта рациона, то есть каждую неделю разное (для каждой авиакомпании!), — это вам не шуточки. Вдобавок ко всему повара цеха готовы выполнить любой каприз авиапассажира-гурмана, о
т которого поступит заказ. Тут одной фантазией не обойдешься. Профи надо быть.


Ежедневно в аэропорту Нижневартовска выполняется 14-16 рейсов, которые обеспечиваются бортовым питанием. С каждым годом увеличивается количество международных рейсов. Если в апреле прошлого года их было три, то в этом году — 17. Международный статус аэропорта Нижневартовска — это не только престиж, это еще и огромная ответственность, в том числе и сотрудников цеха бортпитания. Зимой, по словам заведующей цехом бортпитания ОАО «Нижневартовскавиа» Людмилы Васильевны Мазко, в среднем готовить и доставлять на борт приходится около 500 порций в сутки. В летний сезон в связи с увеличением рейсов, а именно с 20 мая, работы прибавляется. Полеты совершаются круглосуточно. На-гора выдаются 1-1,5 тысячи порций в сутки. Все нужно приготовить, нарезать, расфасовать. Ведь в самолеты поставляют не только еду, но и расходные материалы: в пластиковые ланч-боксы раскладываются салфетки, пакетики с сахаром, солью, перцем, кетчупом, горчицей, сухими сливками и пр.


Все, что закажут на борт


Если пассажир летит самолетом и в воздухе находится больше трех часов, то ему обязательно предложат не только холодное (набор №1), но и горячее питание. Причем на выбор: рыбное или мясное (курица или свинина). Такие блюда в касалетках (упаковка из твердой фольги) обычно заморожены. Их температура должна быть не менее -18оС. Горячее в касалетках доходит до готовности в теновых печах на борту. Еще питание бывает прямое и обратное. Первое — недавно приготовленное, второе — выдается на обратный рейс и обычно это консервированные продукты, например, печеночный паштет в упаковке.  


Что могут предложить бортпоставщики? Все, что закажет борт, отвечает Людмила Васильевна Мазко. Не готовят разве что кошерного. Постным или диетическим меню в воздухе уже никого не удивишь. Качество еды для пассажиров, летящих эконом- или бизнес-классом, и для экипажа одинаковое. Различается питание лишь набором продуктов и стоимостью.  «Небесное» питания у всех авиаперевозчиков стоит по-разному. Но все они не дадут умереть с голоду своим пассажирам. Для «эконома» воздушный перекус стоит в среднем от 220 до 240 рублей. Для экипажа — чуть более трехсот рублей. С учетом стоимости спиртного для летящих бизнес-классом питание обходится в среднем в 1200 — 1400 рублей. Обязательная программа для «бизнеса»: холодные закуски (овощные, мясные и рыбные нарезки), салат, сырная тарелка, горячее на выбор и десерт. Из горячительного пассажирам предлагают (по 50 граммов на брата): если водку, то не ниже «Финляндии» или «Юрия Долгорукого», если вино, то французское, если коньяк, то «Хенесси» VSOP. 


Работницы цеха бортпитания ОАО «Нижневартовскавиа» обслуживают и важные «виповские» рейсы. Готовили наши повара и для иностранных бизнесменов, прилетающих в Нижневартовск, и для экс-президента Украины Леонида Кучмы, и для делегации, присутствовавшей на открытии энергоблока Нижневартовской ГРЭС, в состав которой входили Михаил Касьянов и Анатолий Чубайс. Понятно, что такие пассажиры не едят из пластиковых ланч-боксов. Люди, зарабатывающие на собственный самолет, но не всегда желающие его купить, а нанять чартер, имеют право заказать что душе угодно — для VIPов профитроли с икрой не такая уж и диковина. Так что явно не за красивые глаза милых нижневартовских поваров в цех бортпитания пришла благодарность из английской авиакомпании «Ферас»…


Но главное все же в работе бортпоставщиков не угодить, а чтобы воздушное питание было не только вкусным, но и безопасным. Говорят, если во время перелета опустится хвост самолета, то ответственность за это лежит на тех, кто доставляет питание на борт…


Без них не взлетают самолеты


Под мелодичные звуки электронного табло, информирующего о вылете и прилете самолетов, «шуршат» не только посетители аэровокзала, но и в цехе бортпитания: пекут булочки, делают отбивные, готовят десерт — бананы с шоколадной крошкой. Огромная кухня  блестит разнокалиберным современным оборудованием.


— В камере интенсивного охлаждения, — демонстрирует Людмила Васильевна Мазко, — остывает горячее до +5оС. Продукты с более высокой температурой в касалетки раскладывать нельзя…


Технологические тонкости — тоже важный момент масштабного процесса организации бортпитания. Работающие здесь хорошо знают свое дело.


Приготовить могут от самого стандартного до немыслимого. На ходу осваивают новые рецептуры. И все, как «Отче наш», знают об ответственности за здоровье пассажиров, вылетающих из Нижневартовска… Заведующая цехом бортпитания Людмила Васильевна Мазко гордится всеми своими коллегами. По ее словам, трудовой стаж многих сотрудниц измеряется несколькими десятилетиями и цеху бортпитания не знакомо понятие «текучесть кадров». Говорит, что как без рук без экономиста Людмилы Петровны Алешковой. Дорожат в коллективе поварами-бригадирами Надеждой Александровной Сердюк и Ириной Николаевной Владимирцевой, поварами Екатериной Аркадьевной Шестаковой, Татьяной Юмалиевной Давлетшиной и Галиной Ивановной Плахотник. Еще поискать надо такую мастерицу, как повара-кондитера Светлану Николаевну Евланову. Ценен труд кладовщика Раисы Афанасьевны Беловой и агента ЦБП Андрея Викторовича Ульянова, который доставляет на борт самолетов контейнеры с питанием. Безукоризненная чистота — заслуга кухонной рабочей Лукерьи Онуфриевны Федотовой,
которая как пчелка весь день натирает, моет, чистит… Можно смело утверждать, что без них всех ни один самолет не двинется с места.  


Татьяна Шлыкова.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.