Хорошо умеют петь не только в Большом


Артисты отправились в народ
На протяжении ряда лет центр оставался главной творческой резиденцией округа. На его площадках выступали коллективы и отдельные исполнители с мировой известностью, сложились особые отношения со многими российскими театрами и филармониями, специалисты которых проводили для югорчан мастер-классы.  Одновременно центр организовывал летние творческие школы, привлекая к занятиям югорских музыкантов, певцов, актеров, танцоров, которые репетировали в одном классе с более опытными профессионалами из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга. На таких занятиях рождались интересные программы «Стиль белых ночей», «Большой джаз Югры», «Югорский трамплин» и т.д. В итоге сформировалось творческое ядро из коллективов центра для одаренных детей Севера, Сургутского филармонического центра, сургутского колледжа, театров Нягани, Ханты-Мансийска и т.д, подготовивших не одну концертную программу. Ну а к юбилею округа театрально-концертный зал «Югра-Классик» решил изменить привычную практику. Если прежде к нам приезжали профессиональные коллективы или мы представляли свои коллективы на площадках Ханты-Мансийска, как это было во время фестиваля «Округ на рубеже веков», посвященного 70-летию Югры, то теперь зрителями концертов стали и жители самых отдаленных поселков Югры. Летом 2010 года музыканты, актеры отправились в гастрольные туры с разнообразными программами по городам и селам округа, поплыли к своим слушателям на теплоходах, поехали на автобусах. Встречали их и полные залы, и пустые. На коллегии окружного департамента культуры, проводившего свое последнее заседание в Излучинске, генеральный директор центра «Югра-Классик» Ирина Ткаченко поделилась впечатлениями от гастрольных туров. Она рассказывала, что музыканты добирались до таких сел, где никогда не звучала классическая музыка. Например, на одном из концертов жительница села говорила о том, что она впервые услышит сегодня, как прозвучит скрипка, сомневалась, а поймет ли, о чем та будет говорить с ней. Еще одна зрительница шла пешком на концерт из соседнего села долгие десять километров, чтобы не только увидеть скрипку, но и прикоснуться к ней. После концерта даже попросила об этом дирижера. «Наверное, ради таких моментов и стоит приезжать в отдаленное село, чтобы всколыхнуть души людей, поднять им настроение, показать, что только живое общение, исполнение может задеть человека, – говорила Ирина Болеславовна. – У музыкантов появлялось ощущение, что классическая музыка необходима людям».


Музыканты не знали,доживут ли до финала концерта


«Вместе с тем  фестивальные гастроли обнажили и ряд проблем в культурном пространстве Югры. Парадная сторона гастролей – это замечательно, – отмечала Ирина Ткаченко, – везде артистов трогательно встречали с хлебом-солью, меж тем не все у нас так гладко, как хотелось бы. В частности, мы предлагали продавать на концерты билеты хотя бы по символической цене. По десять рублей в населенных пунктах до тысячи жителей, 50 рублей – выше тысячи. Однако удалось это сделать только в двух населенных пунктах – Луговом и Октябрьском».


Ирина Болеславовна вспомнила, как в одном из них — поселке Луговом, мальчик даже разбил копилку, чтобы только попасть на концерт. «И мы должны продавать свои концерты, в которых звучит классическая, фольклорная музыка, — говорила Ткаченко. – И вовсе не для того, чтобы выплатить потом гонорар музыкантам в виде тех же цветов, а чтобы приучить слушателей к тому, что у концерта есть художественная ценность, которая тоже стоит денег. А еще поднять зрителя на ступеньку выше, внушить ему, что к концерту надо готовиться, что сначала он идет в кассу, а уже потом в зрительный зал».


Во время поездок артисты увидели, что не все дома культуры соответствуют нынешним запросам человека. Есть потрясающие – а есть развалины, играя в которых, артисты не знали, доживут ли они до финала концерта. В небольшом поселке Болчары, например, – отличный современный Дом культуры, а в крупном поселке городского типа Кондинское – находится в аварийном состоянии. В некоторых домах культуры богатое техническое оснащение, а работать за «навороченным» пультом некому, нет нужных специалистов. И, забегая вперед, Ирина Ткаченко сказала, что уже есть договоренность с руководством Московского театра «Геликон-опера» о том, что его специалисты проведут занятия с нашими работниками по сценическому звуку и свету.


В результате поездок центр «Югра-Классик» собрал огромную базу технических характеристик по всем площадкам 60 населенных пунктов, на которых побывали выездные концертные бригады, — в каком состоянии они находятся. И в связи с этим Ткаченко напомнила, что есть такая статья окружного Закона «О качестве жизни», в которой говорится о том, что оно обеспечивается в том числе за счет создания социокультурной среды и развития социальной инфраструктуры автономного округа. И поддержала мнение департамента культуры, что необходимо как можно больше строить, ремонтировать учреждения культуры. Можно, конечно, использовать и опыт коллег. Свердловская филармония, например, открыла на своем сайте интернет-зал, и пользователи в режиме он-лайн имеют возможность побывать на концерте в любом зале филармонии или на репетиции оркестра. По площади Свердловская область почти в три раза меньше нашего округа, но плотность населения выше, чем у нас, и в ней также есть населенные пункты, отдаленные от центра. Правда, композитор Валерий Г
аврилин сказал как-то, что разница между звукозаписью и живым звучанием такая же, как между картой материка и самим материком. Однако филармония не отказывается и от выездных концертов, и из двух тысяч – почти 1800 проводит в области. Воспитание слушателя классической музыки — серьезная проблема. Очень важно, с какой программы введут артисты слушателя в мир большой музыки – с небольших произведений или произведений крупных форм, будут ли подготовлены к восприятию классики зрители. А выявить это можно, только познакомившись со своим слушателем. 


Югорчане покорили и столичных зрителей


Ирина Ткаченко считает, что поскольку есть у нас и свои профессиональные коллективы, и центр, способный сплотить на одной площадке в разных проектах окружных музыкантов, стоит подумать о создании филармонии, организации гастрольной деятельности, в том числе и за пределами округа. Об успешных результатах концертно-театральной деятельности центра «Югра-Классик» можно судить по пяти концертам, которые он организовал в Москве в библиотеке иностранной литературы в середине декабря 2010 года, посвятив их 80-летию Ханты-Мансийского округа. Музыковед Зоя Гуменюк, постоянный педагог летних творческих школ «Югра-Классик», рассказала «МВ», как встречали наших музыкантов столичные зрители, как буквально через десять минут во время первого концерта «Звуки света» развеялись сомнения скептиков о том, что вряд ли далекие от цивилизации северяне могут создать что-то хорошее. Молодые музыканты, впрочем, как и все участники концертного парада Югры, Владимир Аникин (аккордеон) и Евгений Батурин (фортепиано) сразу понравились ра
знородной публике, а завоевать ее гораздо сложнее, чем пришедшую с единой целью! Оба — неоднократные лауреаты различных конкурсов, а Владимир — обладатель высшего приза на Международном конкурсе исполнителей по классу баяна и аккордеона «Кубок мира-2006». Серьезно и эмоционально, с глубоким пониманием стиля исполнители провели слушателей от достаточно сложной «классики» (чего стоит фуга Листа на тему BACH!) до увлекательных танго Пьяццолы.


На следующий день оказалось, что хорошо петь умеют не только в Большом театре и Ла Скала, но и в Сибири. Лауреаты международных конкурсов Андрей Невьянцев (тенор) и Алексей Исаев (баритон) на концерте «Зеркало эпох» продемонстрировали природную красоту голоса, отличную выучку, понимание тонкостей исполнения классических романсов, неаполитанских песен и других жанров. Их особая окраска возникла благодаря замечательному музыканту, заслуженному деятелю культуры ХМАО-Югры Александру Галушко: его фортепианный аккомпанемент превратился в равноправную партию, обогатившую музыкальную и эмоциональную ткань исполнения.


Еще через день – целых два выступления! Днем – музыкальный спектакль «Деревянная Русь». Всего три исполнителя, лауреаты международных конкурсов Наталья Середа (вокал), Алексей Пересидлый (баян), Андрей Попов (балалайка) и режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Михаил Поляков – создали красочную жизнерадостную композицию на основе разных жанров русских народных песен и плясовых наигрышей.


Вечером – блестящий «Сибирь-Брасс» в концерте «Симфония для медных»: художественный руководитель Али Садик (труба), Геворг Гарникян (труба), Илья Негребецкий (валторна), Виталий Дзюба (тромбон) и Сергей Бураков (туба). Молодые ребята, как и все солисты концертно-театрального центра, с высшим образованием, отлично наученные, стремятся не только к высокому уровню звучания, но и к интересным сценическим решениям своей программы. Помимо самой музыки, зрителей совершенно покорил мягкий юмор исполнения джазовых композиций в лучших мировых традициях.


Последний спектакль «Тихая музыка» — печальное и просветленное напоминание о Великой Оте-чественной войне. Среди зрителей было много пожилых людей, глубоко переживавших происходящее на сцене. Публика стоя прощалась с артистами, тронувшими своей искренностью, приглашала приезжать еще. Покорил ее и ведущий концертов, от которого зависит общая атмосфера вечера и чьи комментарии помогают слушателям глубже понять смысл происходящего. Именно такого ведущего-друга — эрудированного, благожелательного, серьезного,  без ложной многозначительности – воспитали в Ханты-Мансийском концертно-театральном центре. Все концерты с большим успехом вел Александр Вовненко.


Зоя Гуменюк говорит, что свою гуманитарную миссию коллектив Ханты-Мансийского КТЦ осознанно видит так: высокое искусство не должно быть лишь достоянием столиц. Доступ к нему необходимо предоставить людям, чей тяжелый непрерывный труд обеспечивает более 50% добычи нефти и газа России! И эта задача успешно выполняется, что доказали и многочисленные гастроли артистов по округу, и концертный смотр в Москве.


Ирина Черепанова.

Баретоны выступают не только в Большом театре, но и для небольшой публики. К примеру, Владимир Ухтинский — белорусский шансонье, который славится удивительным голосом выступает как на больших концертах, так и на частных вечерах.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.