Нам надо захотеть стать культурными людьми

Общеизвестно, что именно культурные и творческие люди являются залогом процветающего и стабильного общества. С развитием Интернета, такие люди получили уникальную возможность для общения, обмена опытом и развития своих навыков: новая социальная сеть для творческих личностей под названием PromoRate как раз создана для объединения и налаживания общения, обменом опытом и советами творческих людей и людей искусства.

О жилище муз и его хозяйке


Десять лет тому назад полноправной хозяйкой вошла во Дворец искусств Лидия Петровна Чабанец. Состояние, в котором на тот момент пребывали творческие коллективы, да и само здание, под крышей которого они нашли приют, скорей требовало крепкой мужской руки, выносливости и не лишенного жесткости характера.  А тут она, с внешностью актрисы-травести, которой играть не переиграть героев и героинь нежного возраста. У нее и в самом деле театральное образование,  которое Лидия Петровна подтвердила, работая в одном из театров Днепропетровска. Да и многие нижневартовцы могут припомнить, как лихо она перевоплощалась на сцене во время больших театрализованных праздников.  Не лишенная организаторских способностей, во время их подготовки она одновременно получала и навыки руководителя. А хозяйственную жилку в ней сразу же рассмотрела Евгения Петровна Ардашова, первая заведующая отделом культуры Нижневартовского горисполкома и крестная мать фестиваля «Самотлорские ночи», порекомендовав Чабанец в 1978 году на должность заведую
щей концертным залом единственной тогда в нашем городе школы искусств. Зал работал как самостоятельное культучреждение, но до того момента практически бесхозный, он плохо справлялся с возложенными на него обязанностями. После прихода Лидии Петровны он начал быстро преображаться. На окнах появились шторы, «приоделась» сцена, и все чаще на нее стали выходить вместе с нашими доморощенными артистами профессионалы.  Когда-то здесь пел даже Иосиф Кобзон. Ее первый опыт позже послужит стартовой площадкой, но для такой величины, как Дворец искусств, окажется недостаточным. Ей придется научиться за последующие годы, образно говоря, быть поэтом и плотником одновременно, чтобы потом стать настоящим лидером. А в коллективах, где каждая творческая единица — личность, к тому же претендующая на то, чтобы быть самому себе режиссером, такую задачу решают только люди, наделенные свойствами дипломата. Безусловно, во многом на ее репутацию состоявшегося руководителя повлияла проведенная реконструкция дворца, в результате которой


одних только его площадей стало почти на две тысячи квадратных метров больше. Полностью обновился целый подземный этаж, о существовании которого навряд ли подозревают зрители. Здесь находятся все системы жизнеобеспечения здания и сложные механизмы сцены, в работе которых теперь Чабанец разбирается не хуже, чем в творческом процессе. Технические возможности дворца, звук и свет позволяют сегодня устраивать здесь полноценные шоу.  Отправляясь сюда, нижневартовцы уверены: они идут на праздник, и почти никогда не обманываются в своих ожиданиях. Сейчас, как говорит Лидия Петровна, во Дворце искусств готовится нечто такое, что непременно должно поразить воображение зрителей. Ждать недолго — мы все увидим в майские праздники Победы.


О празднике, стоящем наособицу


Лидия Петровна Чабанец:


— Благодаря этому дню – 9 Мая, живем сегодня мы, наши дети, внуки. Вот уже девять лет все основные торжества проходят на улице: парад, возложение венков к памятнику землякам-нижневартовцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Мы ничего глобального не проводили в зале, в основном традиционный праздничный концерт.  Но этот год особенный, и надо выложиться полностью, чтобы ветераны, все горожане запомнили праздник. Я так и сказала всем, кто в нем задействован, — вложите в каждый свой выход на сцену, в подготовку часть своего сердца.


Это будет большое театрализованное представление, в котором мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, так что спецэффектов хватит. Возможно, даже будут  кружить над головами самолеты.  Но обязательно появится импровизированная фронтовая бригада, которая выступит перед бойцами во время короткой передышки перед боем.  Постараемся создать эффект присутствия, это очень важно для понимания военных событий молодыми, но  учитываем и особенности восприятия ветеранов. Нельзя растравить их душу горькими воспоминаниями. Поэтому к созданию сценария подходили еще и с этой меркой. Не стану выдавать всех секретов, но судя по тому, что я уже видела, будет необычно. Конечно, представление покажем не один раз, и его смогут увидеть все желающие. Это обычная для нашего дворца практика, точно так же было и с постановкой, посвященной дню рождения Нижневартовска. Цены, как и на концерты наших коллективов, символические — 100 рублей. Но я знаю, что некоторым они нравятся гораздо больше, чем гастроли звезд. Наши-т
о работают не ради денег, а для души, считаю, и уровень мастерства у них не ниже. Лишняя тысяча не в каждой семье найдется, и за такие деньги редко кто всей       семьей на концерт идет, а здесь — пожалуйста. Но цены на билеты звезд устанавливаем не мы, дворец только сдает в аренду зал.


Второй проект, посвященный 65-летию Победы, назвали «Красивые слова». Все, что заработаем,  направим на адресную помощь ветеранам — кому подарим холодильник, кому новый телевизор, выбор подарка будет зависеть от желания самого человека, к которому наши работники придут еще и с музыкальными поздравлениями. Возьмем гитару и вместе споем.


— Лидия Петровна, не раз приходилось слышать, что в последние годы дворец превратился в исключительно коммерческое учреждение, и поэтому остановился творческий рост коллективов. Ведь если занятия в них платные, то значит — менее доступные, и поэтому нет притока свежих сил.


— Ни за что не соглашусь с этим. Если есть плата, то она крайне маленькая. Но что это по меркам такого коллектива, например, как ансамбль бального танца «Фиеста», воспитанники которого побеждают в чемпионатах всероссийского уровня?  У нас только детей занимается 600 человек, из них постепенно формируются коллективы-спутники. В «НС» —  ансамбле Надежды Скорняковой — уже 15 новых юных танцоров, есть второй состав и у наших знаменитых «Северян». Дайте время, и к юным артистам тоже придет известность, они уже и сейчас вместе с первым составом успешно выходят на сцену. Жаль, конечно, что после окончания школы ребята уезжают учиться в другие города, и нам приходится начинать все сначала. Но это естественный процесс. А вот если с чем и существует проблема, то с постоянными кадрами. Надо очень любить свое дело, чтобы остаться  в культуре — зарплаты небольшие; когда у других праздники —  у нас самая работа, что не может не отражаться на микроклимате семей.  Много лет подряд мы, не имея своих режиссеров, когда речь зах
одит о крупномасштабных праздниках, приглашаем специалистов из Тюмени. Но театрализованное  представление, посвященное 65-летию Победы, будет режиссировать наша Елена Чистякова. Пока она из начинающих, но, с моей точки зрения, из перспективных. Не так давно к нам пришла на работу Татьяна  Казимировна Юрченко, по общему мнению, человек она высокопрофессиональный и неравнодушный.  С ее появлением выставочный зал стал одним из самых посещаемых в городе мест. За короткое время она собрала ценную коллекцию старых фотографий, рассказывающих об истории нашего города, среди них есть и такая, где на месте нашего дворца  еще только свайное поле.  Интересные экспонаты будут  и на выставке, посвященной Дню Победы, среди них — сапоги из 1943 года.


О фестивале «Самотлорские ночи» и наших иждивенческих настроениях


— Лидия Петровна, георгиевская ленточка  могла бы стать дополнительной символикой и предстоящих «Самотлорских ночей». Хочется верить, что тема Победы внесет в фестиваль неповторимость, которая в последние годы уступила место статичности. Почему же, по-вашему, «ночи» в последнее время теряют ту искру, за которую их так в свое время полюбили нижневартовцы?


— Мое знакомство с фестивалем состоялось тогда, когда он проходил в третий раз. Приглашались очень известные коллективы и исполнители, например, оркестр Центрального телевидения под управлением Юрия Силантьева. Гостей, а среди них были известные поэты и писатели, приезжало много, но все-таки фестиваль держался  в основном на художественной самодеятельности, для которой считалось за честь выступить в один из десяти дней фестиваля.  У нас тогда на каждом предприятии работали клубы.  Конечно, тут уж наступал «звездный» час «Северян» и «Вартовчан», которых публика готова была носить на руках, потому что они наши, свои, а так поют, что заезжим  фору дадут. Действительно, это был настоящий праздник, которому народ радовался так же, как и первым летним дням. Все хотели в нем поучаствовать. Во всех концах города пели и плясали, никому в голову не приходило пожаловаться на полуночный шум, хотя с утра предстояла работа. И сейчас нижневартовцы массово выходят на праздник, но вся разница в том, с каким настроением. Тогда
горожане чувствовали себя создателями и участниками фестиваля «Самотлорские ночи», помню, как дружно искали главный приз праздника на воде, спрятанную бочку с пивом, как делили дефицитный в то время напиток между всеми, никого старались не обделить. Как удивлялись каждому выигрышу в конкурсах, правда, тогда это мог быть скромный чайный сервиз, а могли быть и ключи от квартиры. Но их обычно вешали на столб, когда провожали зиму. Сейчас  столб не поставишь, иначе можно повредить дорогую плитку на площади Нефтяников. Да и за призы, а они бывают очень приличные, побороться охотников немного. Мы с таким трудом собираем людей на праздник «Джинсовый городок», который дворец проводит в рамках фестиваля. Не исключаю, может быть, чего-то недодумываем мы, культработники, но поверьте,  стараемся и выкладываемся на все сто процентов. Люди разучились удивляться, и хоть тогда наш город нередко называли городом временщиков, такого иждивенческого отношения к нему, какое мы наблюдаем сейчас, не было. Так и заявляют: это ваша р
абота, вот и делайте ее, развлекайте и веселите нас.


Мне кажется, что ярким проявлением  этих далеко не лучших качеств может служить отношение к фонтану, которым мы так гордимся, он вносит столько позитива в городскую среду. Каждое лето одна и та же проблема — в него кидают бутылки с «Фейри», чтобы полюбоваться огромными мыльными пузырями, после чего он быстро выходит из строя, и нашим работникам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы вновь его оживить. Каждое утро они мешками собирают пустые бутылки и выметают горы оберток от шоколада, шелухи семечек, хотя стоят урны и ходить далеко к ним не надо. Труднее всего научить человека быть культурным, когда он не хочет этого сам.


Татьяна Мотошина.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.