Экология и образование

Мы пьем из общих рек


«Она умрет, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе!» Когда всем известный рок-музыкант спел эту песню много лет назад, он, возможно, и сам не предполагал, насколько это мудро. Владеть землей, миром – значит, заботиться об их здоровье. Мы пьем из общих рек, едим из одних и тех же океанов. А потому  сохранение чистоты в нашем общем доме – это то, что нас объединяет. И значит, нет ничего важнее, чем делиться знаниями о том, как чистоту и здоровье мира сохранить.


 


Экологическое образование —


веление времени


Если разлить одну каплю нефти в водоеме, загрязнится около двадцати квадратных метров его площади. Нефтедобыча, которая составляет основу экономики Нижневартовска, неразрывно связана с проблемами экологии. Поэтому экология является одним из приоритетных направлений в деятельности администрации города Нижневартовска.


Об этом говорил в своем приветственном слове глава города Нижневартовска Борис Хохряков, открывая 20 апреля V Всероссийскую научно-практическую конференцию «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития».


В этом году исполняется десять лет сотрудничеству Югры с ЮНЕСКО. Председатель комиссии по делам ЮНЕСКО в РФ, национальный координатор проекта «ассоциированных школ» ЮНЕСКО Амир  Биллялитдинов заметил, что оно касается большого круга вопросов – образования, науки, информации. ЮНЕСКО на территории ХМАО реализует много природосберегающих проектов, в том числе пилотных.


— Экологическое образование для нас – это веление времени, — сказал директор департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры Сергей Пикунов, напомнив, что экономика ХМАО носит яркую природно-ресурсную направленность. Экологическая политика автономного округа четко расставляет акценты на разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, призванной обязывать предприятия-приро-
допользователей выполнять природоохранные мероприятия. Ведь решения любого руководителя предприятия, способные влиять на состояние окружающей среды, зависят от его экологической грамотности. Менеджер проектов конгресс-бюро в Москве Елена Тревитинова познакомила собравшихся со стратегией Юнеско.


Она сообщила, что общая цель стратегии заключается в том, чтобы оказать поддержку государствам-членам и другим заинтересованным сторонам в решении глобальных проблем в области устойчивого развития посредством экологического образования.


Для того чтобы достичь цели, по словам Елены Тверитиновой, необходимо сотрудничать с национальными комиссиями, молодежью, гражданским обществом, частным сектором и СМИ.


Диктанты можно писать за конторкой


Доктор философских наук, директор Института глобализации и устойчивого развития Международного независимого эколого-политологического  университета, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, эксперт ЮНЕСКО Низами Мамедов за «круглым столом» вел разговор о социальном парт-
нерстве и реализации образования в интересах устойчивого развития.


— Социальное сотрудничество, предполагающее взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества, является главным инструментом в решении сложных проблем, в том числе экологических, — заметил Низами Мустафаевич. — В прежней политической системе достаточно было одного административного решения. Однако в гражданском обществе каждый живет своими интересами. Чтобы они сошлись для решения общей задачи, создан институт социального партнерства. Даже космос государства осваивают с помощью международного социального партнерства. И проблему возможных последствий от извержения вулкана страны, объединяя усилия, решают все вместе.


По мнению профессора, экологическое образование в нашей стране находится, увы, не на высоком уровне. Школьный предмет «экология» встречается в расписании не каждого образовательного учреждения. Выручают регионы, в которых действуют свои региональные законы об экологическом образовании. Такие образовательные программы реализует в том числе Югра. На «круглом столе» участникам предложили деловую игру. Рассматривалась экологическая проблема, очень близкая жителям округа, – утилизация попутного газа. Сотрудничая и договариваясь, группа должна была прийти к всеобщему решению – необходимости нормативно-правового акта, регламентирующего действия сторон.


А вот профессор, директор Челябинского института здоровья и экологии человека Зоя Ивановна Тюмасева считает, что главное в экологическом образовании – научить стремлению к своему здоровью.


— Лишь тогда, когда человек захочет быть здоровым, будет знать, что значит быть здоровым, он будет думать о здоровье окружающей среды, — сказала она. – Дело врачей — лечить. А задача педагогов – дать ребенку понимание, как сохранить здоровье.


Как известно, учеба в школе – процесс здоровьезатратный. Именно поэтому с психосоматической диагностики начинается работа Челябинских базовых школ здоровья, о которых рассказывала профессор Тюмасева педагогам на секции «Экологическое образование и проблемы здоровья».


По словам Зои Ивановны, они очень отличаются от обычных школ. Выпускники школ здоровья имеют меньше хронических заболеваний, их зрение и осанка сохраняются лучше. Безусловно, ученики таких школ обеспечены здоровым питанием, освещение в классах, где они занимаются, другое. Но самое главное – весь учебный процесс подчинен задаче сберечь здоровье ученика. Ученики в классах не сидят сорок минут за партами, они во время уроков могут свободно передвигаться, иногда работать за конторками стоя. Зоя Ивановна считает, что школы должны работать именно так, чтобы новые поколения были не только информированными и интеллектуальными, но и жизнеспособными.


Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, председатель научного совета по проблемам экологического образования при президиуме РАО, заведующий центром экологического образования РАО Анатолий Никифорович Захлебный в ходе работы своей секции учил педагогов проектировать свою деятельность. Как сделать так, чтобы полученные детьми знания или навыки не оставались статичными, чтобы экологическое образование передавалось через учеников школ обществу – эти проблемы обсуждали участники секции. Чтобы разговор не был абстрактным, разбирались конкретные ситуации. Дети устроили субботник, но приехали в город гости и намусорили. Как научить ребят потребовать уважение к чистоте своего города? Можно, конечно,  превратить школьников в дворников и уборщиков, бесконечно метущих улицы. Однако важнее воспитать в них осознанную потребность в экологичном пространстве. Педагоги обсуждали, как научить любить природу, беречь окружающую среду, как это можно реализовать в конкретных  занятиях.


Дети рисуют красную книгу


Уже воплощенные в жизнь идеи гости увидели, когда в рамках открытия традиционной акции «Марш парков» посетили нижневартовские   обра-
зовательные учреждения, победившие в конкурсе экологических праздников и выставок, посвященных Всемирному дню Земли.  Конкурсы ежегодно проводит природный парк «Сибирские увалы». В нижневартовском детском саду №23 «Гуси-лебеди» им показали экологический праздник. Ребята из подготовительной группы разыграли настоящее театрализованное действо: африканскому малышу увлекательно его ровесники описывали природное богатство своей родной земли,  рассказывали о заповедных лесах и редких животных. Праздник завершился танцем аистят. Участники конференции побывали также на выставке, демонстрирующей достижения всех участников образовательного процесса. Здесь были представлены и детские рисунки, и поделки, которые ребята создали вместе с родителями, дидактический и раздаточный материал, разработанный и собранный за годы работы творческими воспитателями. Заведующая детским садом Татьяна Алекс
андровна Возмилова заметила, что детей воспитывать очень просто, если не отрывать их от природы, потому что они естественно близки ей.


В Нижневартовском центре детского творчества экологи познакомились со школьным лесничеством «Бурундучок». Гостей удивило, что лесничество имеет свой собственный участок леса площадью 10 гектаров, который ребята самостоятельно охраняют, очищают и подсаживают. Здесь черпают материал для своих выставок, которые из года в год побеждают на конкурсах. Одна из них была посвящена фауне Сибири, другая – «Краснокнижные насекомые» — исчезающим видам насекомых Югры. Нынешняя выставка, организованная ребятами под наставничеством руководителя лесничества Нелли Холодаевой, посвящена биоразнообразию.


Кандидат педнаук, директор детского экологического центра Санкт-Петербурга Наталья Корякина отметила, что наблюдается очень надежная преемственность в экологическом образовании в ХМАО. Она была обрадована тем, что округ сохраняет такую форму, как школьное лесничество, и сказала, что эта форма может стать точкой роста для других регионов. Наталья Корякина  назвала очень интересным выступление Натальи Владимировны Трусовой, которая презентовала на конференции работу Когалымского экологического движения «Дети Югры». По ее мнению, этот проект очень ценный с точки зрения социального партнерства и также требует обобщения.


Участники конференции решили выступить с инициативой перед Российской академией образования с предложением организовать на территории ХМАО федеральную экспериментальную площадку  по апробации ключевых положений концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития.


Гуля Бессонова.

Рынок работодателей меняется и на сегодняшний день запрос на специалистов с расширенной специализацией, то есть имеющие несколько специальностей. Таким образом, работодатель оптимизирует свои затраты и имеет квалифицированного специалиста по спектру профессиональных вопросов. Академия МНЭПУ предлагает спецпрограммы по параллельному обучению. 2 образования сразу студенты Академии МНЭПУ могут получить по сокращенной форме, за минимальные сроки и на льготных условиях (от 57 т.р. в год –две специальности). Формы обучения по выбору ( очно, заочно, дистанционно).

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.