Год учителя

В школе главный человек – ребенок


Каждый уголок небольшого типового здания школы №13, недавно отметившей 30-летие, уютно и с пользой устроен: в холлах вдоль стен тянутся стеклянные витрины музея боевой славы. Двери простой крошечной кладовки распахиваются, являя глазам…нет, не швабры и ведра, которые уже стереотипно нарисовались в голове, а выставку необыкновенных работ учеников. Сшитые искусно великолепные торты и связанные крючком бублики кажутся вкусными. В другом зале пол расчерчен зебрами и подмигивает разноцветными глазами светофор — едва переступив порог класса, малыши могут изучать правила дорожного движения. А в сторонке ждет своего часа фортепиано. Ребята, которые занимаются в музыкальной школе, на переменке могут повторить урок. Неудивительно, что многих заинтересовала покупка синтезаторов, которые предлагает сайт музыкальных инструментов. «Дети проводят в стенах школы большую часть своей жизни. Поэтому эти стены просто не могут выглядеть скучно и холодно. Все пространство школы должно быть интересным!» — говорит директор Татьяна Валерьевна Петрученко и утверждает: главное в процессе обучения — сохранить ребенку здоровье.


— Вы называетесь школой здоровья. Чем это оправдано?


— Еще давно, в начале девяностых, когда были модны различные эксперименты и школы выбирали направления инновационной деятельности, мы задумались: чем мы будем интересны для учеников и родителей? В то время нам показалось самым важным — как сохранить здоровье ученика. Взялись с энтузиазмом, но когда окунулись в саму суть, оказалось, это очень сложно измерить, каковы критерии здоровья. Мы отслеживали результаты изменения здоровья по своей школе. Сначала статистика ухудшалась. Запаниковали: мы плохо работаем! Но ученые напомнили: дело не только в школе — ухудшается экология, в семьях закладываются нездоровые привычки. С помощью науки пришли к выводу, что есть один из самых простых и наглядных показателей — простудные заболевания. Именно по ним можно судить о том, насколько здоров организм, насколько он способен сопротивляться инфекциям. Наши дети стали реже простужаться, пропускать занятия. Критерии расширялись — появлялись дополнительные, по которым можно было отслеживать результаты работы. Не падает ли у детей
зрение? Не портится ли осанка? Нам удалось добиться того, что удерживаем показатели здоровья по зрению. Поняли, что можем создать такие условия,  чтобы сохранить здоровье, с которым ребенок пришел. Нам важно, чтобы заболеваний в сложном учебном процессе, полном нагрузок, не прибавилось.


— Позже в школах города появились новые педагогические технологии, их назвали сначала валеологическими, потом здоровьесберегающими. Что это значит?


— Это когда в учебном процессе и во внеклассной работе, во всей деятельности все направлено на сохранение здоровья. Мы для этой цели изменили всю структуру жизнедеятельности школы. Наша отличается от других ритмом: учеба и каникулы сменяют друг друга по уникальному графику. Еще в 1959 году на третьем конгрессе по школьной гигиене в Париже был поднят вопрос о том, что традиционные каникулы — осенние, весенние — не эффективны. Они не улучшают детского здоровья. Еще тогда говорили о новой системе учебного процесса, когда ребенок учится пять недель и неделю отдыхает. И вот тогда, по замечаниям ученых, из школы уходит стресс, снижается заболеваемость. Сначала пришлось менять психологию учителей и родителей. Это всегда трудно — выбиться из общего расписания. Первый семестр после летних каникул, когда дети за лето все подзабыли, расслабились, состоит из пяти недель. Потом неделю отдыхают. Этой недели хватает, потому что учебный промежуток был небольшим. Это не два месяца! Еще пять недель учебы, и снова неделя отдыха
. А третья четверть — самая проблемная, длинная, когда больше всего нагрузки, когда организм после долгой зимы ослаб и начинаются эпидемии ОРВИ, у нас разбивается каникулами дважды, а потому становится короче и  абсолютно безболезненной. Когда мы только перешли на свой учебный график, третья четверть неожиданно нас поразила: дети не болели.  В то же время учебный план мы не нарушаем, аттестация выдерживается. Для укрепления здоровья ребят и учителей у нас создана служба «Здоровье». Дарсонваль,  электрофорез, УФО общее, УФО местное,  тубус-кварц,  соллюкс, рикта  — для того чтобы принять для профилактики эти  физиопроцедуры, нам не нужно ходить в поликлинику.


У наших учеников есть возможность посещать уроки лечебной физкультуры, пользоваться услугами стоматолога, получать лечеб-но-оздоровительный массаж, принимать кислородные коктейли.


Не забывая о том, что «все болезни от нервов», мы стараемся сделать школу такой, чтобы дети в ней испытывали как можно меньше стрессов. Даже на урок ребят приглашает приятная мелодия, а не пронзительный звонок, от которого невольно вздрагиваешь. А для уроков физкультуры в расписании отведено особое время. Если ребенок учится в первую смену, на занятия физкультурой он приходит во второй половине дня, переодевшись и пообедав. Причем занятия проходят не для стандартного класса, а для специально подобранной группы детей с одинаковой группой здоровья и особенностями развития. Такое расписание составлять хлопотно и сложно, но ведь главный в школе — ребенок.


— И ребенок, которого взращивают столь трепетно, оправдывает учительские ожидания?


— Ну конечно же, мы гордимся своими учениками и выпускниками. За годы своей работы школа подготовила и выпустила 26 золотых и 66 серебряных медалистов.


Последние пять лет в школе работает  научное общество учащихся «Интеллектуал», представители которого ежегодно принимают активное участие в конкурсах научно-исследовательских работ учащихся.  Только за 2008-2009 учебный год  45 учеников школы стали победителями и призерами конкурсов различного уровня.


Кабинеты и коридоры школы не пустуют никогда — ни на каникулах, ни в выходные дни. Ведь в нашей школе работают 30 кружков — на любой вкус.


Бывает, кто-то из учеников упустил тему, болел или не понял сразу. Бывает, отстает ребенок по предмету — есть шанс подтянуться. Для этого создана целая система дополнительных образовательных услуг.


— Директор одной из школ жаловалась, что ее преподаватели охотнее подрабатывают, торгуя косметикой, чем выигрывая гранты и конкурсы… Как вам удается убедить коллектив развиваться и искать новые пути в образовании?


— Чтобы уметь это, мне пришлось даже защитить диссертацию на тему: «Управление развитием педагогических потребностей в процессе освоения новых технологий». Тема очень интересная — на стыке педагогики и психологии. Занимаясь ею, я поняла, что, мотивируя учителя, нужно учитывать все: мужчинами движет одно, женщинами другое, бывают разные жизненные обстоятельства. Не бывает так:  я хочу, иди и сделай! Человек — существо сложное, по твоему желанию работать не будет, только по своему собственному. Одного человека можно словом так поднять, что будет гореть на работе. Кого-то нужно заинтересовать  копеечкой. А третий по складу таков, что ему просто нужно показать конечный результат. Он должен знать, к какой конкретной цели идет. Мы все разные, у каждого есть кнопочка, которой включается мотивация. Учитель начальных классов Ирина Геннадиевна Полохова сама водит автомобиль, правила дорожного движения — ее конек. Кому же еще доверить это? В любой школе, в школе будущего главное — это хороший урок. Учитель начальных кла
ссов Валентина Егоровна Акулова настолько владеет алгоритмом урока, что может дать любой по любому предмету. Учителю информатики и математики Расиме Мавлютовне Галеевой дети заглядывают в глаза, она настоящий детский предводитель! Их ничем не обманешь, они самый чуткий индикатор человечности. Дети идут только к человеку, который умеет любить. Ученики Валентины Ивановны Скочеляс увлеченно читают даже «Мертвые души», «Войну и мир». Какой бы класс ни дали учителю математики Гульнаре Аглеевне Хасановой, буквально через две недели он влюбляется в математику. Ученики Валентины Владимировны Кононовой, Эсфиры Рафаиловны Минахметовой, Галины Геннадиевны Калининой побеждают на олимпиадах по иностранному языку. В профильный класс к химику Татьяне Викторовне Маковкиной со всего города приходят ребята, которые собираются поступать в медицинские институты.


А все же человек — тонкое существо, руководить им нужно осторожно, обращаться с ним необходимо бережно. Иной раз доверишь сотруднику с лидерскими качествами дело — и срыв. Не справился! Я всегда даю шанс попробовать, после неудач не топлю, на-оборот. Стараюсь, чтобы человек скорее забыл о неудаче. А бывает, вижу, устал человек, нужно дать передышку. Не могу и не хочу показаться безупречной: бывает, не досмотришь что-то в сутолоке дел — коллектив-то большой! Сегодня в школе у нас работают 124 человека. А детей 1137.


— Хороший учитель все-гда остается старательным алчущим учеником…


— Это правда. В моей жизни были хорошие учителя. Я благодарна Юлии Алексеевне Шлапачук за то, что научила, как руководить школой. Она эмоционально руководила школой. У нее горели глаза всегда, ей все было интересно. Это при ней началось озеленение школьного двора. Вскопать и засадить саженцами и травой — это ерунда, с которой справится хоть кто. Но было сложно в неблагоустроенном тогда городе привить красоту, бороться тактично и вежливо с жителями микрорайона, которые рвали цветы на школьном газоне. Каким необходимо быть учителю — знаю от завуча Зои Ефимовны Завьяловой, от своих коллег, которые работают со дня открытия школы, — Надежды Алексеевны Косенко и Нелли Михайловны Айтмухаметовой, с которой когда-то училась в одной группе педучилища. Неравнодушному и уважительному отношению к людям научили меня коллеги. Директор должен верить в людей.  Однако бывает, люди приходят работать в школу, не осознавая особенностей педагогического труда. Вовремя откровенно сказать человеку, что он перепутал, не туда пришел, б
ывает трудно, но необходимо. И мне приходилось говорить некоторым подчиненным такую грустную правду. Все-таки ребенок в школе — главный. У него должно быть все лучшее в этой жизни.


Беседовала Гуля Бессонова.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.