Люблю бывать там, где умеют хранить дружбу

Когда-то в России были популярны творческие встречи с известными актерами. Собирали они полные залы, и публика завороженно слушала стихи, прозу, воспоминания актеров о съемках или просто сверяла, образно говоря, свои часы с часами собеседника. Центральная библиотека возродила эту традицию и вот уже второй год в рамках проекта «Театр и книга» вовлекает нижневартовцев в круг общения с интересными актерами. На днях у нас побывал Вениамин Смехов, встреча с которым в зале центральной библиотеки длилась более двух часов.


«МУЖчина. КИньщик. И акТЕР»


Началась она с известия печального. Умер Игорь Старыгин, один из друзей-мушкетеров Смехова… Вениамин Борисович попросил всех, кому дорог Игорь Старыгин, почтить его память и вернулся к тем далеким дням, когда во Львове шли съемки фильма «Три мушкетера». «Актеру несерьезно начинать свою встречу с баек, — говорил Смехов, — но сегодня такой день…». И в память об Игоре Старыгине, с которым его «роднила» любовь к лошадям, рассказал о нескольких съемочных днях «Мушкетеров». На Одесской студии одновременно снимались тогда два фильма: «Три мушкетера» и «Место встречи изменить нельзя». Время было, по словам Смехова, безрассудное, неугомонное. Дружба актеров в разгаре, сняли фильм, отмучились у изверга Хилькевича, создавшего этот шедевр, пора разбегаться по театрам. Смехов прилетал на съемки во Львов в выходной день, и у него не было возможности обучаться езде на лошади, как у других актеров, только изредка в Москве на ипподроме. Ну а в последний съемочный день готовили эпизод для титров, где друзья-мушкетеры летят
по дороге навстречу новым приключениям. Лошадь у Смехова была опытная и спокойная, снималась в двадцати фильмах. Актеру говорят: держи только спину. Однако на небольших проездах все было нормально, а когда надо скакать — не получается, лошадь становится задумчивой. Михаил Боярский, просто живший в седле, посоветовал Смехову стать рядом с его конем, и когда тот рванет галопом, об этом вспомнит и конь Смехова (все-таки конь, а не лошадь, выяснил потом актер). Так и случилось, Вениамин Борисович летит или плывет по шоссе, как говорил ему Боярский, а каким образом остановить коня — не знает. Боярский кричит в спину: «Атосик, это уже аллюр!» Что за аллюр, Смехов не ведает, но чувствует, что что-то неподходящее. Слышатся крики: «Молодцы, шикарно, снято!», а Смехов все летит и летит чуть не через все границы. Потом потянул все-таки поводья на себя — занимался как-никак атлетикой, после чего лошадь становится в свечку, а он впадает в спячку. Так и родились стихи, в которых были такие строки: 


«В год Лошади Атос, родясь под Львом


(Под знаком Льва по еврогороскопу),


Пал с лошади!


Свидетель — город Львов.


Упал с галопу, повредив родную… спину…


Когда умру,


то, Бога ради,


Мне надпишите


на ограде:


«МУЖчина. КИньщик.


И акТЕР».


А сокращенно:


«МУЖ-КИ-ТЕР»!


Еще в одном сочинении отразилась другая ситуация. Жили актеры во Львове в неподобающих условиях: то их не встретили, то не в том номере разместили. А администратор Одесской киностудии постоянно к тому же ворчал: приехали тут из Москвы, строят из себя главных артистов. Вот приезжала из Ленинграда Алиса Бруновна Фрейндлих, так она холодной водой голову мыла — и ничего. И так по каждому поводу администратор припоминал им Алису Фрейндлих — «вы бы лучше учились у нее», что, конечно, всех очень сердило, поэтому у Смехова и родилась песня, в припеве которой повторялись слова: «А Фрейндлих мыла голову холодною водой!» Правда, Алиса Бруновна говорила потом, что такого не было, но она настоящая королева российского театра и не могла сказать иначе.


Фильм оставил у всех приятные воспоминания, а с годами становится только лучше. Сейчас видишь, говорил ироничный Смехов, что и моя лошадь скачет лучше других, и я похорошел. Актер считает, что получил за этот фильм гораздо больше внимания зрителей, чем заслужил. Даже гаишники просили его поставить автограф на штрафной квитанции, после чего отпускали, что называется, с Богом. «Мы зачастую сетуем на свое время, а проходят годы, и говорим о нем только хорошее, — продолжал он. — Фильм «Возвращение мушкетеров» вряд ли надолго останется в нашей памяти, но и в нем есть какие-то свои приятные отметины. И сниматься было славно, и отношения между актерами сложились хорошие. Замечательные работали в картине молодые Антон Макарский, Данила Дунаев, Ирина Пегова, Дмитрий Нагиев».


Поэзия — главный герой театра


Вениамина Смехова не часто приглашали в кино. Режиссеры-то хотели, а какие-то люди запрещали, но он и не сетовал, у него был театр. Ему посчастливилось начинать свою карьеру в театре на Таганке в те же годы, когда начинался и Самотлор, — в середине 60-х. Более завидного времени не было, считает он. Таганка слыла островом свободы в несвободной стране и все время заступала за флажки. Все актеры дружили и творили сообща стихи, песни, пантомимы. Это Юра Медведев, Леня Филатов, Виталик Шаповалов, Алла Демидова, Зина Славина, Ваня Дыховичный, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Семен Фарада и многие другие. «Главным героем нашей театральной жизни была поэзия, — рассказывал актер. — Театр называли отчасти политическим, потому что он боролся за свое место в непростое время, и еще, конечно, поэтическим. Поэт сказал: наша Родина — русский язык. Ничего выше, дороже и священнее не послал Бог нашей Родине, и этот язык поражает, ошеломляет всех, кто прикасается к нему. Недаром на нем написано гораздо больше рифмованных с
трок, в том числе и продиктованных с небес. Настоящий поэт — это, конечно, проводник божественного, благого». Многие спектакли Таганки были поставлены по стихам поэтов, для одного из них — «Послушайте!», поэтического представления о Маяковском, Вениамин Смехов написал сценическую композицию. Поэты — футуристы, акмеисты, дадаисты — мечтали о революции. Думали, что она принесет свободу от чиновников, властей, царей, что придет, наконец, свобода духа. Так они думали и обслуживали революцию на свою голову, потому что все знают, чем это закончилось. Спектакль долго не принимали, комиссия говорила, что Маяковский оптимист, а у Таганки он пессимист. Актеров считали антисоветчиками, а они всех — дураками. Но это не помогало, а помогли спектаклю друзья театра, среди которых были и друзья Маяковского — Виктор Шкловский, Семен Кирсанов, поэтому спектакль все-таки состоялся. Вениамин Смехов играл в нем одного из пяти Маяковских и, конечно, напомнил нижневартовцам и его, и современника-поэта Игоря Северянина, которого он
читал актерам даже на съемках «Трех мушкетеров», потому что все любили поэтов Серебряного века. Стихотворение «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», он декламировал на вступительных экзаменах в Щукинское училище и был принят, хотя потом мастер курса Владимир Этуш не знал, что с ним делать, потому что студент Смехов стеснялся выходить на сцену, и ему говорили, что актера из него не получится. А парню было тогда гораздо меньше, чем его однокурсникам, — всего 17 лет, и как не испытывать сценический зажим. Однако внутри сидел бесенок, который принудил его трудиться. «Я ни на кого не обижался, только на самого себя, и это помогло», — говорил Вениамин Смехов.             


Поэзию он любил всегда — Слуцкого, Окуджаву, Левитанского, Наровчатова, Самойлова. Трех авторов — Александра Межирова, Владимира Маяковского и Владимира Высоцкого — всегда старается читать в своих программах.


Смехов очертил круг своих интересов, стараясь и читателей библиотеки заразить своим увлечением поэзией. Но они в какие-то моменты даже сами  подсказывали ему строчки того или иного поэта, хотя Смехов говорил, что делает паузы намеренно. Вовсе не из-за того, что забыл, а напротив, чтобы проверить, насколько хорошо знают их нижневартовцы. Звучали на вечере и отрывки из книги театрального художника Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла», пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца». Ее ставили когда-то в театре на Таганке, идет она сейчас в постановке Смехова в Российском молодежном театре. Николай Эрдман — фигура знаковая для Таганки. Большинство знает его как одного из авторов сценариев к фильмам «Волга-Волга», «Веселые ребята», со съемок которого его и забрали, отправив в ссылку, но без Эрдмана не было бы Таганки, считает Смехов. Ну и все любимые роли сыграны актером на Таганке. Это Клавдий в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите», Глебов в «Доме на набережной». 


Чем мы сильны


Сегодня он ставит спектакли. И не только в драматических театрах, но и в оперных, читает лекции студентам в Америке. Пишет книги, а еще ведет передачу «Таланты и поклонники» на ТВЦ. И она уж точно доступна нам всем для просмотра. Была одна о Муслиме Магомаеве, снято еще четыре. «В них все, кого мы с вами хорошо знаем. Это не Билан и не Витас, — делая неправильные ударения в именах, говорил Вениамин Смехов. — О них и многих других мне рассказывает дочь, о том, кто и что из себя представляет, кто и кем проплачен».    


Из последних сильных театральных впечатлений он назвал все спектакли театра Петра Фоменко, театр его ученика Сергея Женовача и работы актера Евгения Миронова. Сегодня это лучший артист на театральной сцене России. Вениамин Смехов полагает, что когда повсюду кого-то пиарят, кричат, что на этот спектакль не попасть, как это было с «Рассказами Шукшина» в Театре наций, то невольно думаешь, а так ли он хорош на самом деле? Но когда они посмотрели его с женой, их просквозило. Есть в нем и боль, и радость, и счастье, и юмор, и все чистейшие изумрудные родниковые строки Василия Макаровича Шукшина. Не было в постановке деревни, не было просто прозы, а было разыгранное чудо жизни между обыкновенными людьми. «Какое счастье, когда вы наблюдаете иногда разговор нормальных людей-тружеников, не обремененных, быть может, образованием, слышите хорошую русскую речь. И в спектакле были прекрасная речь и необыкновенные театральные трансформации. Прежде всего это Женя, сыгравший семь или восемь разных, абсолютно непохожих ролей.
Кто постарше, помнит Николая Черкасова, игравшего в молодости в фильмах и старика Паганеля, и профессора Полежаева, и Ивана Грозного. Как замечательно он перевоплощался! И у Евгения Миронова есть это необыкновенное свойство. Кроме того, он человек, болеющий за родное искусство, которому нелегко сейчас живется». 


«Мы сильны не тем, как мы умеем жить, а тем, как умеем выкручиваться», — говорил актер где-то в конце встречи, и эти слова еще больше сблизили с ним зрителей. «В этом феномен человека нашей страны, — продолжал он. — Хорошо это или плохо — не знаю. Но люди, которые умеют сохранять теплообмен, дружбу, страдают от того, что многое распадается. Распадается, думаю, в основном все равно в Москве. Я думаю, что там, где я бывал, где люблю бывать, а это Саратов, Самара, Омск, Владивосток и теперь уже Нижневартовск, все же меньше предательства между людьми. Хотя, наверное, такое тоже бывает. Люди есть люди».


Ирина Черепанова.

Прекрасно, что в настоящее время на телевидении показывают фильмы и сериале о настоящей дружбе. К примеру, на телеканале СТС идет трансляция сериала Последний из магикян, который рассказывает о сильном человеке, не боящегося жизненных трудностей и не забывающего о дружбе. На официальном сайте СТС вы можете посмотреть этот сериал прямо онлайн.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.