Депутаты предлагают ударить штрафом по недобросовестным подрядчикам

Нижневартовские депутаты считают, что некоторые аукционы по размещению муниципального заказа срежиссированы. Члены конкурсной комиссии могут заранее угадать — кто выиграет тот или иной лот.

 

Перед последним заседанием городской Думы в депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам заслушивалась информация о результатах размещения муниципального заказа в прошлом году. Она вызвала у депутатов много вопросов.

 

В прошлом году администрация разместила муниципальный заказ более чем на 5,4 млрд рублей. Способом проведения торгов в форме открытого конкурса за счет средств городского бюджета на сумму более 720 млн рублей, за счет средств фонда обязательного медицинского страхования на сумму более 180 млн; в форме открытого аукциона за счет средств бюджета на сумму около 3,3 млрд рублей, за счет средств фондов социального и обязательного медицинского страхования на сумму более 530 млн; способом размещения у единственного поставщика на сумму около 480 млн и способом запроса котировок цен на сумму более 225 млн рублей. В результате размещения муниципального заказа сэкономлено 176 млн рублей, и средства были направлены на финансирование приоритетных расходов городского бюджета.

 

На начало года только 2215 муниципальных контрактов, или 68 процентов от общего количества, исполнены в соответствии с их условиями. У 941 контракта  (28,9%) срок исполнения не наступил, и обязательства перешли на этот год. Из них 54, заключенные по результатам аукциона детскими садами на поставку продуктов питания в четвертом квартале 2008 года и первом 2009-го, были расторгнуты по соглашению сторон, и контракты заключены с участником, занявшим второе место. 70 контрактов (2,1%) исполнены с нарушением сроков либо с ненадлежащим качеством. По итогам претензионной работы заказчиков с исполнителей взысканы штрафы — более 664 тысяч рублей.

 

Три контракта (0,1%) не были заключены из-за отказа победителей. Это контракты на приобретение специализированной техники для муниципальных нужд, ремонт полов в спортзале школы №40 и на поставку горюче-смазочных материалов для городской поликлиники. Стоит отметить, что смазочные охлаждающие жидкости или сож купить в настоящее также можно по очень доступным ценам и на выгодных условиях.

И только администрация школы №40 подготовила представление на ООО «Время», уклонившееся от заключения контракта, и по решению окружного отделения  антимонопольной службы оно внесено в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Из 257 контрактов, заключенных за счет средств ФОМС и ФСС, 205  исполнены в установленные сроки, а 19 перешли на этот год. Только по трем контрактам были выставлены претензии и взысканы штрафные санкции — 17,5 тыс. рублей. Один контракт, заключенный третьей горбольницей на поставку продуктов питания, расторгнут по решению суда.

 

Словом, анализ, который представила депутатам директор департамента экономики Елена Рябых, действительно вызывает вопросы.

 

Депутат Светлана Титова попросила ответить на вопрос: есть ли примеры привлечения к ответственности членов конкурсной комиссии за неправильный   выбор подрядчиков? На ее взгляд, приоритет у тех, кто называет самую низкую цену.

 

Заместитель главы администрации по экономике Алла Бадина разъяснила положение дел. Конкурсную документацию готовит заказчик, а не члены комиссии. Значит, и ответственность за документацию (а это условия и требования к исполнителю контракта) несет он. Члены же конкурсной комиссии руководствуются только федеральным законодательством.

 

А Елена Рябых добавила, что цена является основным критерием на аукционе. А вот при проведении конкурса наряду с ценой учитываются и другие критерии.

 

— Я участник аукционов и котировок, — сказала председатель депутатской комиссии по бюджету Людмила Кондрашина. — Меня всегда возмущает качество подготовки документов. Проводим конкурс — и вдруг заказчик вспомнил, что основные параметры забыл указать.

 

Сергей Землянкин тоже взял слово:

 

— Я в этой комиссии не как депутат, а как представитель бизнеса. Могу подтвердить, что члены комиссии ни в какие сговоры не вступают. Но зачастую наша работа не очень плодотворна и эффективна. Мы видим, что заказчик так подготовил конкурс, что водит нас за нос, и мы ничего сделать не можем.

 

А Людмила Кондрашина продолжила. «Все отрежиссировано», — сказала она. Во время аукциона члены комиссии даже заключают пари, кто из 8-10 участников какой лот выиграет. Есть идея, сообщила она, примерно через полгода посмотреть результаты оказания услуг по некоторым аукционам, где победители называли цену по оказанию услуг в два-три раза ниже первоначальной.

 

Отсюда депутатская комиссия плавно перешла к вопросу: были ли случаи увеличения цены контракта после его заключения? Елена Рябых сообщила, что в прошлом году закон еще давал право увеличивать цену контракта, если в ходе выполнения работ возникала потребность в дополнительном объеме, и заказчик это обосновывал. «Такая практика была, но она не имела повального характера», — сказала Елена Рябых. В основном по строительным, изыскательным и ремонтным работам. С нынешнего года увеличение цены контракта до 10 процентов допускается только по закупке товаров и только если это было изначально оговорено условиями контракта.

 

Председатель Думы Владимир Тихонов обратил внимание на суммы взысканных штрафов — 664 тыс. рублей по контрактам за счет бюджетных средств и 17,5 тыс. рублей — за счет средств внебюджетных фондов. Суммы «не вдохновляют», сказал он, особенно с учетом судебных издержек.  «Эти цифры говорят о проблеме, — продолжил Тихонов. — Мы не ставим жестких условий исполнителям работ как заказчики». Проблему видит и глава города. Борис Хохряков, сказал Владимир Тихонов, даже предложил по максимуму уйти от авансов.

 

Председатель Думы предложил протокольно записать, что в условиях контрактов должны быть ужесточены штрафные санкции. Тогда в случаях, где лот в полтора миллиона выигрывают за 500 тысяч, сказал он, победителю придется заплатить гораздо больше за невыполнение условий контракта, и он в другой раз не пойдет на такую хитрость. «Однозначно», — поддержала предложение Людмила Кондрашина.

 

Серьезную проблему поднял и главный юрист администрации Геннадий Симанович. В муниципалитетах, сказал он, видят недостатки 94-го федерального закона, которым приходится руководствоваться при размещении муниципального заказа. В министерствах же им довольны. Пока в законе будут аукционы, а не конкурсы по закупке продуктов питания для детских учреждений, участники аукционов будут продолжать снижать цену.

 

И в начале этого материала отмечено, что 54 контракта на поставку продуктов в детские сады были расторгнуты по соглашению сторон. Контракты же эти были заключены по результатам аукциона.

 

Геннадий Симанович также отметил, что заявки подчас подают предприятия, у которых есть лишь стол и стулья. И ничего с этим не поделать. Выиграет такое — с него ни рубля не взыскать, больше уйдет на судебные расходы. В законе должны быть и квалификационные требования к подрядчикам.

 

Татьяна Парашутина.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.