У Нижневартовска есть своя студия мультфильмов

Много ли времени понадобится людям, чтобы раскрутить дело новое, необычное? Думаю, если увлечены они им по-настоящему, то долго раскачиваться не будут. Вот, например, чуть больше года назад новосибирский режиссер-документалист Петр Анофриков предложил нижневартовским художникам, педагогам создать в нашем городе детскую студию анимационных фильмов. Поделился личным опытом, рассказал, как у себя в Академгородке организовал ее более тридцати лет назад, и с тех пор студия не только обучает малышей и подростков искусству мультипликации. Дети сами сочиняют сюжеты будущих фильмов, рисуют, снимают, озвучивают, участвуют во всевозможных фестивалях.


Заманчивое предложение Анофрикова поддержала тогда школа искусств №2. Потом наступила подозрительная тишина, затем вроде что-то сдвинулось с места, однако говорить о чем-то было еще рано… И вот на днях как гром среди ясного неба — мультфильм студии школы искусств получил первое место в номинации «Видео-арт» на международной выставке детского художественного творчества.


На приглашение познакомиться с проектом «Школьная студия анимационного фильма» (вот и настало время заявить о нем громко) откликнулись многие: и дети, помогавшие в создании первых картин, и родители, и педагоги.


Директор школы искусств №2 Светлана Очирова рассказывала,  как почти с детским любопытством, постепенно, шаг за шагом азы искусства мультипликации изучали вначале педагоги художественной школы. Для этого и на обучающий семинар в Ханты-Мансийск выезжали, и в мастер-классах студии Анофрикова участвовали.


В свое время Петр Иванович говорил у нас о том, что снимать фильмы просто, как грабли. Главное — это стол, два стекла, камера и компьютер с нужной программой. «У нас было все, кроме видеокамеры, — продолжала рассказ дальше Светлана Васильевна, — но мы принесли свою, чтобы освоить, как советовал Петр Анофриков, самую простую технику создания фильма — технику перекладки. Первые участники студии — дети, занимающиеся на отделениях хореографическом, художественном, театральном. Основой первого фильма стала хантыйская сказка о вороне и сове в переложении местной писательницы Маргариты Анисимковой». Светлана Васильевна уточнила, что местная фольклорная тема появилась неслучайно. Учащиеся школы изучают культуру, искусство народов Севера. Так что она получила логическое развитие в новой студии. Одни ребята помогали рисовать фильм, другие — его озвучивать, словом, получилось все так, как у Анофрикова. Второй мультик уже полностью стал авторским  — школьной студии, которая к тому времени обрела свое нынешнее название — «Сехри-хохри» — «Стрекоза» в переводе с хантыйского. Сценарий в стихах о школьных друзьях написала преподаватель теоретических дисциплин музыкального отделения Инна Маркова, озвучивали его дети. Подключались к ним музыканты, художники, увлеченно дополняя друг друга. Словом, творческая работа кипела вовсю. «Педагогам было просто технически освоить процесс создания мультфильма, — говорит Светлана Очирова. — Но сложнее увлечь детей новым направлением искусства, сделать фильм одинаково интересным всем, не только авторам, но и сторонним зрителям. Если вначале в студии занимались лишь воспитанники хореографического, художественного, театрального отделений, то уже этой осенью начался набор в анимационную студию всех детей от 9 до 12 лет. Был разработан учебный курс с такими предметами, как изобразительное искусство, сценическая практика. Главное для студии — это творчество, навыки создания анимационного фильма от а до я, развитие ребенка». Светлана Васильевна даже привела изречение Генриха Нейгауза: таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты.


Конечно, гостям презентации не терпелось увидеть фильмы, над которыми работали дети, при этом все знают популярные ленты, а сами молодые авторы просто обожают раскраски для детей по мультфильмам. Ведь, честно говоря, не верилось, что это получилось у них за небольшой период времени. Но увиденное превзошло все ожидания. Удивительно солнечным получился первый фильм — о вороне и сове. Детские ладошки рисуют на зыбучем песке волны, образуя солнышко — фирменную заставку «Сехри-хохри», а затем начинается рассказ, как дружили ворон и сова, как чуть было не поссорились, раскрашивая друг друга — один яркими красками, другой — только черной. Во втором фильме мир более многоцветный и уже густо населенный персонажами. На встрече с фильмами «Стрекозы» побывал профессор Московского художественного института имени Сурикова Сергей Сиренко, приехавший вообще-то в Нижневартовск по другому поводу, но он не преминул поделиться своими впечатлениями от просмотра. Отметил великолепное начало студии, у которой получились эмоциональные фильмы, привнесшие в нашу жизнь дополнительную теплоту. Была на презентации студии депутат окружной Думы Людмила Кошиль. Когда Петр Анофриков еще только рассказывал всем, как, да с чего начинать студию, она также вместе со всеми слушала его внимательно. А потом нашла время и одной из первых и словом, и делом поддержала педагогов школы искусств, когда загорелись они идеей рисовать с ребятишками мультики. На торжественной презентации Людмила Алексеевна подарила детям свою книгу «Люськины рассказы» и сказала, что не возражает, если следующую они проиллюстрируют своими рисунками.


Наверняка после премьеры фильмов и представления нового проекта у школы искусств №2 начнутся непростые денечки. Думаю, сюда потянутся многие детки, и примет ли она всех желающих — большой вопрос. Вот и Светлана Васильевна пока только улыбается — время покажет, что в этом случае делать будет. Пока, говорит, все обеими руками за, чтобы этот проект жил долго. Продвигает программу департамент культуры Нижневартовска, и у нас вслед за Новосибирском все получается, так что не боги горшки обжигают.


После просмотра любопытно было наблюдать за ребятами, работавшими над фильмами. Они звонили родителям и радостно сообщали: «У меня сейчас интервью брали для телевидения, вечером смотри». Валерия Догадина, например, озвучивала в первом фильме сову. Вообще-то она занимается в школе искусств на хореографическом отделении. Говорит, что когда предложили ей эту роль, согласилась и записалась сразу. Без вариантов. О характере птицы, которую она живьем никогда не видела, ей рассказал педагог. Конечно, Валерия хочет еще поработать в каком-нибудь другом фильме. Мультики она любит.


Ирина Черепанова.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.