Светлана Титова: Разговаривать с детьми нужно на их языке

Вы можете купить Итальянские пинетки ручной работы kinky на сайте italtorg.it. И именно первой обувью, с которой знакомится малыш, являются пинетки. На прогулке они защищают его ножки от травм и холода. Родители очень любят этот элемент гардероба детей, поэтому он вызывает у них на лице улыбку и умиление. Наверное, не многим известен тот факт, что изобретателем первых пинеток стал Пине – обувной мастер.

Автор более 50 научных статей и публикаций по педагогике,  возрастной психологии, психологии развития, кандидат психологических наук Светлана Титова о воспитании детей знает очень многое. Помогает ей в этом практический опыт — она педагог (а еще психолог и экономист) по образованию, работает  директором  нижневартовской средней школы №40 и вот уже более восьми лет является депутатом  городской Думы. Если в школе ежедневный круг  общения — педагоги, родители  и дети, то как представитель власти Светлана Викторовна  общается с широким кругом людей  — с избирателями. Но сегодня наш разговор с депутатом Светланой Титовой на сугубо профессиональную тему.


— Светлана Викторовна, каким в первую очередь должен быть учитель?


— Прежде всего добрым — это главное качество учительской культуры. Именно это качество прежде всего ценят дети. Их не обманешь. Пригласите няню к малышу, и он, еще толком не умея говорить, каким-то внутренним чутьем сразу определит, добрый это человек или нет. Родители многого не видят, а ребенок все чувствует сердцем. Есть, конечно, и научные методики определения степени доброты в педагоге. Человека авторитарного, требующего жесткого исполнения норм и правил, нельзя подпускать к воспитанию детей. Каждое новое поколение рождается не похожим на предыдущее. Оно не собирается подчиняться диктату и авторитарности старших, поскольку видит свои задачи в перспективе развития. Об этом сейчас пишут многие ученые. И мы с коллегами тоже выпустили книгу «Дети группы риска в образовательной школе». В ней обобщены основные проблемы детей школьного возраста. В каждом возрасте ребенок — уникальная и неповторимая личность.


— Школа №40 называется школой без неудачников. Это сразу же настраивает ученика на мысль: все у меня получится. А каков результат?


— Мы, педагоги, ученики и родители, занимаемся совместной продуктивной  творческой деятельностью. Все вместе выявляем раннюю одаренность ребенка. Изначально наша концепция такова, что каждый ребенок от рождения наделен определенным даром, талантом. Надо только увидеть и понять специальную одаренность в маленьком человеке. Иногда родитель спрашивает, почему его сын или дочь получили «четыре» по математике, ему нужна «пятерка». А ребенок становится все мрачнее, ему, может быть, нравится больше спорт или уроки рисования. Насильно невозможно заставить полюбить то, к чему не лежит душа.  Детство дает человеку возможность понять, что именно он будет делать лучше всего в своей дальнейшей жизни.


Недавно мы открыли раннюю школу «Сорочата»: чем раньше разглядишь в дошкольнике специальную одаренность, тем лучше. Кто-то склонен заниматься спортом, у других детей сразу проявляются социально-лидерские качества, у многих высоко развиты интеллектуальные способности, таким ребятишкам уже в детском саду подавай живую интеллектуальную пищу — интересные книжки, медиа-выставки. Для каждого ребенка есть индивидуальная программа развития, и уже через несколько занятий видна его специальная одаренность. И тогда учителя ненавязчиво рекомендуют родителям, чем бы он мог дополнительно заниматься. Не вовремя или неправильно выявленная одаренность приводит к неудачам в жизни. А школа №40, как известно, является школой без неудачников.


Некоторые  школьники и дошколята  поначалу удивлялись, почему педагоги в нашей школе с ними обращаются  на «вы». Мы уважаем личность и подчеркиваем свое уважение таким образом. Позже, когда между учеником и учителем уже возникли доверительные отношения, можно перейти и на «ты».


— Что потеряла и что, может быть, получила взамен школа в условиях рынка, когда полностью поменялась идеология общества?


— Подросли дети, в чьем воспитании пионерия и комсомол не принимали участия. Но учеников мы воспитываем на главных общечеловеческих ценностях — моральных и нравственных. Эти ценности мы произносим на языке детей, чтобы им было понятно. В них гораздо больше пользы, чем от громких лозунгов прежних времен.  Наша школа — участник международного общественного движения «Добрые дети мира». Летом мы получили диплом за свою работу и высокое признание. А директор школы — почетное звание члена-корреспондента Международной академии общественных наук.


Новое поколение находит новые слова. Говорят, в чужой монастырь не ходят со своим уставом. Вот и мы сегодня не должны вторгаться в жизнь детей с прежними постулатами. В советском времени было много не только положительного, но и отрицательного. По-моему мнению, не все люди тогда глубоко задумывались о том, что чувствуют, как страдают и что понимают другие.


Нередко и сегодня родители требуют от детей беспрекословного выполнения своих  правил, а дети сопротивляются.


Я уверена, для диалога, в котором тебя слушают, твое мнение уважают, родителю или учителю нужно иметь заслуженный авторитет, а не прикрываться деспотичной авторитарностью. Часто на лекциях в вузах я повторяю студентам, что прежде чем менять мир, надо изменить самого себя.


— На каких идеалах можно сегодня воспитывать подрастающее поколение? Или они уже не нужны?


— Человек без идеалов теряет человеческое лицо. Большая их часть в классике русской литературы. Читайте Федора Михайловича Достоевского, там ответы на все вопросы. Не нужно забывать библейские истины «не сотвори себе кумира» (или аналогично — из себя кумира), «не суди и не судим будешь», «зерно, упавшее в землю, не умрет, но даст много плода» и другие. Приятно разговаривать с людьми, знающими основные заповеди, которые идентичны для всех конфессий мира.


— А как объяснить ребенку, подростку заповедь «Не убий», если на экранах телевизоров они видят кровь, убийства, а героями популярных фильмов подчас становятся бандиты и воры?


— Детство — период подражания, поэтому следует внимательно относиться к тому, что именно смотрит ребенок. Многие дети копируют модель поведения родителей, которым доверяют больше всего. Там, где в семье ребенок видит садизм, унижение человеческого достоинства, система воспитания неверна. Добрый человек вырастает в любви. Ежедневно в ребенке зреют новые морфологические структуры, возрастные новообразования. Именно поэтому он совсем не знает, как себя вести, поэтому обязательно должен быть рядом любящий взрослый, который всегда скажет: «Я тебя люблю, а значит, всегда поддержу». Нелюбимый ребенок — это целый комплекс проблем, часто такие дети уходят на улицу и становятся жертвами.


Ребенку нужна семья, чтобы было с кем разделить радость своих побед или горечь потерь. Надо принести домой и рассказать пережитое каждый день. В своей книге мы написали, что детство всегда находится в зоне риска. Человеческий детеныш — самый неприспособленный среди живых существ. Ему может не повезти с семьей, могут быть проблемы со здоровьем, у него может быть неверно (или несвоевременно) выявлена одаренность… Все зоны риска описаны нами. Часто из другой школы к нам переводят педагогически запущенных подростков 14-15 лет и просят, а иногда требуют: перевоспитайте! Скажу прямо, это невозможно. Детство уже позади. Точки роста сформированы неправильно, их можно только ломать. А сломанная воля — сломанный человек.


— Среди депутатов городской Думы вы не единственный педагог. Помогает ли принадлежность к этой профессии в принятии важных решений, быть может, далеких от сферы образования? 


— Очень плохо, что в городской Думе мало педагогов. В прошлом созыве я вообще была одна, теперь педагогов двое. Многие не знают, что все депутаты, кроме трех, работают в городской Думе на общественных началах, без оплаты труда. Человек идет на общественную работу, искренне надеясь что-то изменить в жизни земляков. Именно это движет бюджетниками. Для тех, кто занимается бизнесом, важно быть ближе к власти, влиять на какие-то решения, а педагоги и врачи — это люди, которые действительно могут заниматься социальными проблемами простых горожан, какими являются сами.


Возможно, я могла бы тоже пойти в бизнес: уверена,  все у меня получится. Но я учитель уже 30 лет. В глазах моих учеников я не могу быть другой, так как учитель — это часть жизни моих воспитанников. Выбирая депутатов, человек должен задуматься: как  будет защищать мои интересы кандидат, за которого я голосую?


Бизнес, я думаю, не терпит измен себе, но гарантирует главное — экономическую свободу, которой зачастую нет у бюджетников. Бизнесмены и предприниматели могут и должны заниматься общественной работой в городской Думе. Но считаю, что в Думе должно быть «золотое» равновесие.


— Светлана Викторовна, с какими вопросами к вам чаще всего обращаются избиратели?


— По самым разным вопросам. В прошлом созыве мне приходилось вести прием два, а иногда и три раза в неделю. Теперь все гораздо проще: одного раза в две недели вполне достаточно. Это объясняется налаженной работой чиновников, а также тем, что депутатов стало значительно больше.


Мой округ — одна пятая часть города, а не треть, как раньше, и работают здесь пять депутатов. Большую часть вопросов решаю сама, но если вижу, что проблему может лучше решить коллега, отправляю человека к нему.


К своим избирателям отношусь очень внимательно, стараюсь решать все проблемы, если нужно иду домой, выезжаю по приглашениям. Самое главное для меня — благополучие моих земляков.


Нередко приходят и мои ученики — за консультацией, за советом. Я привыкла к этому. Проблем, связанных с воспитанием, очень много, такова жизнь — многие просто не догадываются, что у всех людей одни и те же проблемы. Но главное, повторюсь, любовь в семье. Могу предложить небольшой тест. Если ребенку уже 15 лет, но он не представляет себе, как можно без родителей сесть за стол и провести праздник, значит, вы его хорошо воспитали. А если ему гораздо лучше без родителей, значит, в воспитании что-то было не так. Также школа может легко проверить, как относятся к ней ее ученики. Например, получая такие письма:


«Здравствуйте, уважаемая Светлана Викторовна! Пишет Вам бывшая Ваша ученица, Олеся Первушкина. Хочу поблагодарить Вас и всех педагого, у которых я училась с 1998 по 1999 годы, за то, что мне было очень приятно приходить в школу. Порой в других общеобразовательных учреждениях при встрече с директором хотелось провалиться на месте, потому что не поймет, найдет, к чему придраться, и не упустит шанс отчитать тебя при всех, и неважно, что потом будет на душе у ребенка. Педагоги — да их как будто и не было тогда. Может, конечно, время тогда трудное было? Но все же надо же оставаться людьми в любом случае! А когда я пришла в 40-ю школу, как будто в сказку попала. Больше всего меня и моих одноклассников удивлял позитивный подход к жизни Светланы Викторовны. Когда мы встречали директора, то видели приветливую улыбку на лице. И этим уже все сказано. Но мы  не привыкли к этому, оказалось, что мы не такие уж и плохие. Просто Вы, уважаемая Светлана Викторовна, очень мудрый, умный человек и прежде всего красивая женщина, которая излучает свет, тепло и доброту. С таким руководителем любой педагог невольно становится добрее к своим ученикам. Очень жаль, что я так мало проучилась в нашей 40-й школе. Теперь я живу в Петербурге. Очень скучаю по Нижневартовску  и друзьям. Здесь мне не удалось найти настоящего друга или подругу. Все корни остались на Севере.


Уважаемая Светлана Викторовна, лично Вам я желаю оставаться всегда такой же молодой и успешной. А своей школе я желаю процветания.


Всего доброго, до встречи. С уважением, Олеся Первушкина».


Беседовала Татьяна Яхонт.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.